Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 94]

НК «Роснефть».
Изначально государство собиралось обменять «Роснефть» на 10,74% акций ОАО «Газпром», находившихся на балансе его дочерних компаний
и необходимых государству для консолидации контрольного пакета газового холдинга в своей собственности, что, в свою очередь, позволяло либерализовать рынок акции «Газпрома» без риска утраты контроля.
На основании Указа Президента РФ от 7 декабря 2004 г.
№ 1502 «Роснефть» была исключена из списка стратегических АО, а 100% ее акций были внесены в качестве вклада РФ в уставный капитал вновь созданного ОАО «Роснефтегаз», внесенного в список стратегических компаний.

«Роснсфтегаз» предполагалось создать в качестве временного хозяйственного субъекта, в рамках которого можно было провести обмен активами.
В 2005 г.
формат сделки изменился.
После длительного противостояния между руководством двух госкомпаний, каждая из которых опиралась на «свой» административный ресурс, было определено, что источником оплаты 10,74% акций «Газпрома», которые летом 2005 г.
были перерегистрированы на «Роснефтегаз», должны стать не активы «Роснефти», а средства кредита (7,5 млрд.долл.), который «Роснефтегаз» должен получить у консорциума западных банков под залог неконтрольного пакета «Роснефти».
Источником оплаты этого кредита могут стать средства, вырученные от продажи другого неконтрольного пакета акций «Роснефти», в том числе за счет проведения IPO.
К концу 2005 г.
«Роснефтегаз» оплатил первые два транша за акции «Газпрома» (около 1,3 млрд долл.), однако основные выплаты еще впереди.
Реализация такой схемы позволяет установить мажоритарный контроль над «Газпромом» при сохранении самостоятельности «Роснефти» (с вошедшим в ее состав «Юганскнефтегазом») и контроля над ней.
По данным ФАУФИ, после размещения акций НК «Роснефть» на бирже и привлечения денежных средств, достаточных для погашения долга за покупку 10,74% акций «Газпрома», «Роснефтегаз» может быть ликвидирован.
В
этом случае акции «Газпрома» перейдут на баланс Росимущества, т.е.
в собственность казны.
В конце 2005 г.
были приняты также поправки в закон о газоснабжении, которые
94
[стр. 448]

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА в 2005 году тенденции и перспективы 446 К концу 90 х – началу 2000 х годов государственное присутствие в кор поративном секторе, будучи весьма обширным, исходя из формальных коли чественных характеристик, было сильно распылено в виде многих тысяч раз розненных, плохо или вообще неуправляемых унитарных предприятий и пакетов акций недавно созданных акционерных обществ практически во всех отраслях хозяйства.
Интегрированные структуры, созданные по инициативе государства и с его участием на начальном этапе приватизации, действовали в основном в топливно энергетическом комплексе, представляя также есте ственно монопольные виды деятельности.
Период 2000–2004 гг.
характеризовался определенными усилиями по повышению эффективности управления распыленными активами путем их интеграции в государственные холдинговые структуры в таких отраслях, как атомная энергетика, железнодорожный транспорт, оборонная и алкогольная промышленность, обеспечение функционирования воздушного и морского транспорта, почтовая связь.
Увеличение государственной доли в капитале отдельных компаний вне рамок интеграционных процессов было исключени ем и носило штучный характер.
Параллельно с этим начался процесс рест руктуризации естественных монополий.
В этот же период заметно активизировались попытки установления (расширения) контроля за основными финансовыми потоками российской экономики и, более широко, усилилось движение в сторону обеспечения за висимости бизнеса от государственных институтов, несмотря на решения по дерегулированию, административную реформу и планы дальнейшей прива тизации 28 .
Главной особенностью 2005 г.
стало смещение приоритетов в пользу прямого государственного участия в экономике.
Рассмотрим некото рые показательные примеры и тенденции29 .
Как известно, одним из заметных событий 2004 г.
(помимо дела «ЮКО Са») стал запуск масштабного проекта по слиянию ОАО «Газпром» и НК «Рос нефть».
Изначально государство собиралось обменять «Роснефть» на 10,74% акций ОАО «Газпром», находившихся на балансе его дочерних компаний
30 и необходимых государству для консолидации контрольного пакета газового холдинга в своей собственности, что, в свою очередь, позволяло либерали зовать рынок акций «Газпрома» без риска утраты контроля.
На основании Указа Президента РФ от 7 декабря 2004 г.
№ 1502 «Роснефть» была исключе на из списка стратегических АО, а 100% ее акций были внесены в качестве вклада РФ в уставный капитал вновь созданного ОАО «Роснефтегаз», внесен ного в список стратегических компаний.

«Роснефтегаз» предполагалось соз 28 Подробно см.: Радыгин А.
Россия в 2000–2004 годах: на пути к государственному капита лизму? // Вопросы экономики.
2004.
№ 4.
С.
42–65.
29 Источниками для фактических данных послужили официальные пресс релизы и интервью руководителей Минэкономразвития РФ, ФАУФИ, информационные материалы Прайм ТАСС, «ИНТЕРФАКС», «РБК», проекта «lin.ru», периодических изданий – «Коммерсантъ», «Ведомо сти», «Известия», «Время новостей», «Финанс», «Слияния и поглощения», сайты компаний.
30 Речь идет о дочерних компаниях «Газпрома» – это «Газпроминвестхолдинг», Газпромбанк, «Газфонд», «Газпромфинанс» и Gazprom Finance BV.


[стр.,449]

Раздел 4 Институциональные и микроэкономические проблемы 447 дать в качестве временного хозяйственного субъекта, в рамках которого можно было провести обмен активами.
В 2005 г.
формат сделки изменился.
После длительного противостояния между руководством двух госкомпаний, каждая из которых опиралась на «свой» административный ресурс, было определено, что источником оплаты 10,74% акций «Газпрома», которые летом 2005 г.
были перерегистрированы на «Роснефтегаз», должны стать не активы «Роснефти», а средства кредита (7,5 млрд долл.), который «Роснефтегаз» должен получить у консорциума за падных банков под залог неконтрольного пакета «Роснефти».
Источником оп латы этого кредита могут стать средства, вырученные от продажи другого не контрольного пакета акций «Роснефти», в том числе за счет проведения IPO.
К концу 2005 г.
«Роснефтегаз» оплатил первые два транша за акции «Газпрома» (около 1,3 млрд долл.), однако основные выплаты еще впереди.
Реализация такой схемы позволяет установить мажоритарный контроль над «Газпромом» при сохранении самостоятельности «Роснефти» (с вошед шим в ее состав «Юганскнефтегазом») и контроля над ней.
По данным ФАУ ФИ, после размещения акций НК «Роснефть» на бирже и привлечения денеж ных средств, достаточных для погашения долга за покупку 10,74% акций «Газпрома», «Роснефтегаз» может быть ликвидирован в
конце 2006 г.
– нача ле 2007 г.
В этом случае акции «Газпрома» перейдут на баланс Росимущест ва, т.е.
в собственность казны.
В конце 2005 г.
были приняты также поправки в закон о газоснабжении, которые
сняли установленное прежней редакцией ограничение для иностранных владельцев (не более 20% акций) и подняли до порога 50% плюс 1 акция минимально допустимую совокупную долю феде ральной собственности и собственности тех АО, в которых находится более 50% акций 31 .
Одновременно должно быть осуществлено увеличение доли государства в капитале компании «Росгазификация» (в настоящее время владеет 0,89% акций ОАО «Газпром») с 72 до 100% за счет внесения в ее уставный капитал миноритарных пакетов акций газораспределительных компаний, находящих ся в государственной собственности.
В дальнейшем «Росгазификация» мо жет быть реорганизована с выделением основного актива – акций «Газпро ма» – на баланс отдельной компании.
При этом доля государства в компании, на балансе которой будут находиться акции «Газпрома», будет составлять практически 100%, а спецкомпания будет впоследствии ликвидирована.
Срыв сделки по поглощению «Роснефти» «Газпромом» тем не менее не изменил планы «Газпрома» и его кураторов в органах власти по увеличению нефтяной составляющей холдинга.
В октябре 2005 г.
состоялась крупнейшая в истории российского рынка корпоративного контроля сделка – приобрете ние «Газпромом» через одну из своих дочерних компаний 72,66% акций «Сибнефти» (13,091 млрд долл.).
Этот пакет вместе с приобретенными ранее 31 В прежней редакции минимально допустимая государственная доля составляла только 35%, однако при этом допускалось владение этим пакетом исключительно федеральной казной, без привлечения каких либо хозяйственных обществ.

[Back]