разумеется, не без ведома и сотрудников правоохранительных органов, особенно милиции. В настоящее время молодежных и детских общественных организаций в России насчитывается более 400 тысяч. Однако официальной статистики на этот счет нет. И как отмечают исследователи, часть организаций существует «на бумаге», вероятно, для того, чтобы обеспечивать социальный статус их «лидеров»1. Участие в общественных организациях должно формировать у подростка такие качества, как коллективизм, взаимопомощь, доброжелательность, ответственность, противоположные эгоизму, агрессии, насилию. Кроме того, в совместной деятельности реализуются и собственные интересы участника детского или молодежного объединения. Молодежные и детские движения получили развитие и в Рязанском регионе. В настоящее время в Рязани и области насчитывается свыше 50 клубов, более 100 дискотек и молодежных центров. Эффективно функционируют и молодежные организации, создан и работает молодежный парламент при администрации Рязанской области. Несмотря на внешнюю развитую молодежную сферу и высокие количественные показатели, здесь имеются и определенные проблемы. Подростковые клубы не обеспечивают должного охвата подрастающего поколения работой по месту жительства. Эффективность работы снижается вследствие отсутствия у молодежных структур необходимого кадрового обеспечения, неразвитость партнерства с бизнес-сообществами, недостаточного финансирования проектов молодежных объединений со стороны государства. Позитивные принципы социального взаимодействия лучше всего усваиваются в рамках досугового (лучше даже игрового) поведения. Исследования показывают, что лишь 27,3 % подростков активно зани1 См.: Копцева О.А. Детские общественные организации и социальное творчество учашихся//Социологические исследования. 2005. № 2. С. 113. 109 |
Следует иметь в виду, что подросткам даны очень большие права, и их всегда надо спрашивать, знакомы ли они с этими правами, находятся ли их пожелания или намерения в рамках закона. В новых социальных условиях должна быть перестроена работа общественных организаций, разумеется, не без ведома и сотрудников правоохранительных органов, особенно милиции. Отдельно о церкви. Автор полностью согласен с мнением профессора Антоняна Ю. М. о том, что религиозное воспитание не равнозначно нравственному. Хотя, конечно, известно, что религия сыграла исключительную роль в формировании нравственности. Изначально она сформировала у людей чувство вины, которое является первым шагом к формированию нравственности, поскольку вызывает у человека сомнения в правомерности его поступков. И, тем не менее, есть основания полагать, что в современном обществе, как и ранее, на церковь нельзя возлагать все надежды по предупреждению аморального, и тем более уголовнонаказуемого поведения. Именем бога совершались и совершаются самые гнусные и кровавые преступления. В священных текстах любой религии, например, в Коране и Библии, можно найти утверждения, призывающие и к насилию, и к добру и любви. Поэтому не следует возлагать надежды по воспитанию подростков только на религию и церковь1 . Досуг. Позитивные принципы социального взаимодействия лучше всего усваиваются в рамках досугового (лучше даже игрового) поведения. Исследования показывают, что подростков 27,3 % составляют занятия спортом, 8,2 % общественная работа, 3,2 % художественная самодеятельность2. Поэтому внимание к развитию таких форм досуга должно быть постоянным, как и постоянным должно быть внимание всех, включая родительские и общественные организации. В первую очередь организация досуга должна быть направлена на профилактику пьянства, 1С м Антонян ЮМ. Криминология. Избранные лекции... С. 196. 2 См.: Турышев А.Д. Криминологические аспекты субкультуры несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дис... к-та. юрид. наук: 12.00.08/М., 1992. С. 10. 127 |