Проверяемый текст
Ханахмедов, Алексей Сефединович; Криминологическая характеристика и предупреждение тяжкой насильственной преступности несовершеннолетних: региональный аспект (Диссертация 2006)
[стр. 34]

его совершившего.
В своей основе оно подготовлено всем развитием его социальных и психологических свойств.
Поэтому о личности преступника несовершеннолетнего возраста как социальном типе можно говорить только в связи с преступным поведением.
Личность несовершеннолетнего представляет собой еще не полностью сформировавшееся, крайне подвижное и изменчивое системное образование, в котором криминологи выделяют: 1.
Не полностью выработанную, сложившуюся и укрепившуюся социальную направленность.
В этом возрасте человек, как правило, еще не успел достаточно глубоко и четко определить отношение к окружающему миру и свое место в нем.
Поэтому не всякое отклонение от принятых норм поведения, особенно у несовершеннолетнего, можно и нужно истолковывать как антиобщественную направленность личности.
2.
Недостаточно развитую волю и чувства.
Однако чаще отмечается не отсутствие силы воли, а ослабление самоконтроля, завышение или занижение самооценки, уровня самокритичности, неумение обдумывать поступки, а тем более их последствия.
3.
Неспособность контролировать свое поведение и эмоции в различных, особенно сложных жизненных ситуациях, в которых и взрослому не всегда легко найти правильное решение1 .
Таким образом, несовершеннолетним присущи неполная сформированность собственных нравственных установок, недостаток жизненного опыта, повышенная эмоциональность, внушаемость, зависимость поведения от оценок ближайшего окружения.
В то же время нельзя рассматривать возрастные особенности как собственно криминогенные, способные породить преступное поведение.
Во-первых, потому что соответствующие качества характерны для возрастной группы в целом, а преступления совершает лишь относительно 34 1См.: Сибиряков С.Л.
Предупреждение девиантного поведения молодежи (методологические и прикладные проблемы).
Волгоград: ВЮИ МВД России, 1998.
С.40.
[стр. 53]

Наивысший уровень преступной активности несовершеннолетних все последние годы наблюдался в Республике Тыва, Хабаровском крае, Республике Бурятия, Приморском крае, Сахалинской области (300—500 преступников на 10 тыс.
населения в возрасте 14—17 лет).
Самые низкие показатели в Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия (75—90 преступников).
Разница в уровне преступности несовершеннолетних между этими группами регионов достигает 5—7 раз.
Причем любые изменения, будь то годовые колебания либо устойчивая тенденция роста или снижения, фиксируемые в статистике на протяжении многих лет в перечисленных регионах, как правило, не влияют сколько-нибудь на эти количественные различия.
Преступность несовершеннолетних это чуткий индикатор, реагирующий на все негативные, и позитивные изменения в государстве и обществе.
Причем, на позитивные изменения несовершеннолетние реагируют более чутко, более «благодарно», снижая число и правонарушителей, и преступлений1.
Произошедшие изменения в государстве в 90-годы привели к росту преступности несовершеннолетних, а значит, обеспечили общество положительной динамикой общей преступности на долгие годы, так как хорошо известен статистический показатель высокого уровня рецидивных преступлений со стороны тех, кто первое преступление совершил в несовершеннолетнем возрасте2.
Уже простой количественный рост тревожный симптом, но произошли серьезные качественные изменения преступности несовершеннолетних.
Криминологические данные свидетельствуют о том, 53 1См.: Забряпский Г.И.
Указ.
соч.
2 См.: Несовершеннолетние...
С.
5 15; Сибиряков С.Л.
Предупреждение девиантного поведения молодежи (методологические и прикладные проблемы).
Волгоград: ВЮИ МВД России, 1998.
С.

83 86; Крюкова Н.И.
Преступность несовершеннолетних в России, ее причины и пути преодоления.
Автореферат дисс.
...
д-ра юрид.
наук: 12.00.08 / ВНИИ МВД РФ.
М., 1997.


[стр.,88]

тысячу регистрируемых брачных пар приходится до восьмисот распавшихся (в 2003 году 940).
Криминологи выделяют тройной механизм социальной детерминации преступного поведения личности: во-первых, путем ее постановки в такие социальные позиции, совокупность которых уже сама по себе способна полностью или частично исключать личность из сферы действенного положительного влияния и обеспечивать воздействие на нее негативных моментов; во-вторых, путем дачи предписаний, вытекающих из занимаемых позиций, не соответствующих нормам права и лежащей в их основе морали либо носящих противоречивый характер; в-третьих, путем такого формирования личности в результате длительной деформации ее социальных позиций и ролей, которое влияет на характер восприятия и исполнения соответствующих предписаний1.
Исследования показывают, что для многих несовершеннолетних, вставших на преступный путь, характерна деформация социальных позиций, присущих их возрасту, в первую очередь, связанная с семьей.
Большинство криминологов сходится во мнении о том, что именно семейное благополучие лежит в основе преступности несовершеннолетних2.
Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве 88 1См.: Долгова А.И.
Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних.
М.; Юрид.
лнт-ра.
1981.
С.
41 -44.
2См.: Дементьева И.Ф.
Обеспечение безопасности детей.
М.: Гос.
НИИ семьи и воспитания, 2000.
С.
5; Минина С.П.
Указ.
сон.
С.
11; Сибиряков С.Л.
Предупреждение девиантного поведения молодежи (методологические и прикладные проблемы).
Волгоград: ВЮИ МВД России, 1998.
С.

33; Старков О.В.
Бытовые насильственные преступления (причинность, групповая профилактика, наказание).
Рязань, 1992.
С.
48.

[Back]