Проверяемый текст
Основания и процессуальный порядок наложения ареста на имущество (научно-практический комментарий к ч. ч. 3 - 9 ст. 115 УПК РФ) (Гаврилин Ю. В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)
[стр. 164]

(допустимых) фактических данных, в которых может содержаться информация о наличии, местонахождении, стоимости и принадлежности имущества, на которое предполагается наложить арест и из которых ее можно почерпнуть; в) объема фактических данных, указывающих на возможность достижения цели данным средством процессуального принуждения.
С учетом изложенного, фактическим
основанием наложения ареста на имущество выступает совокупность данных, указывающих на причинение преступлением вреда или возможность предъявления имущественных взысканий, а также конфискации имущества, полученного в результате преступных действий.
12.
Закон выделяет три вида вреда, который может быть причинен результате преступления: Имущественный вред это расходы, которые необходимо произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение имущества (реальный ущерб); неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст.
15 ГК РФ).

Физический вред это увечье или иное повреждение здоровья, либо вред, причиненный жизни гражданина.
При определении понятия физического вреда важно учитывать положения главы 16
УК РФ «Преступления против жизни и здоровья».
Результатом преступления может быть: причинение смерти; причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью; наступление заболевания; угроза этих последствий.

Моральный вред это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные
[стр. 3]

При определении оснований наложения ареста на имущество мы исходим из сложившегося в уголовно-процессуальной науке подхода к дифференциации юридических и фактических оснований производства процессуальных действий.
При этом под основаниями производства данного процессуального действия мы понимаем совокупность условий, при которых возможно его проведение <*>.
------------------------------<*> Здесь за основу взято определение оснований производства следственных действий, сформулированное С.
А.
Шейфером.
См.: Шейфер С.
А.
Следственные действия.
Основания, процессуальный порядок и доказательственное значение.
М., 2004.
С.
22.
Юридическим основанием наложения ареста на имущество является необходимость выполнения предусмотренных в законе действий, в обязательном порядке предшествующих проведению процессуального действия.
Поскольку данная мера уголовно-процессуального принуждения ограничивает конституционные права личности, то в соответствии с п.
9 ч.
2 ст.
29 УПК только суд правомочен принимать решения о наложении ареста на имущество, включая денежные средства юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Соответственно, судебное постановление о наложении ареста на имущество, выносимое на основании согласованного с надзирающим прокурором мотивированного ходатайства следователя, ведущего расследование по делу, представляет собой юридическое основание наложения ареста на имущество.
Фактические основания определяются в литературе как достаточные данные для предположения о том, что из указанных в законе источников может быть извлечена информация, составляющая цель данного действия <*>.
Если такие данные имеются, то производство данного процессуального действия обоснованно, а если их нет, процессуальное действие проводить нельзя.
Фактические основания наложения ареста на имущество складываются из следующих элементов: а) цели процессуального действия; б) допустимых источников фактических данных, в которых может содержаться информация о наличии, местонахождении, стоимости и принадлежности имущества, на которое может быть наложен арест и из которых ее можно почерпнуть; в) объем фактических данных, указывающих на возможность достижения цели процессуального действия.
-------------------------------<*> Шейфер С.
А.
Указ.
раб.
С.
23.
С учетом изложенного фактическими
основаниями наложения ареста на имущество выступает совокупность доказательств, указывающих на причинение преступлением вреда или возможность применения имущественных взысканий, а также конфискации имущества, полученного в результате преступных действий.
Поскольку, как уже рассмотрено нами выше, наложение ареста на имущество носит превентивный характер, лицо, проводящее расследование по уголовному делу, должно прогнозировать гипотетическую возможность заявления гражданского иска.
В связи с этим для констатации наличия фактических оснований применения данной меры процессуального принуждения, на наш взгляд, достаточно установления факта причинения преступлением вреда.
Закон выделяет три вида вреда, который

[стр.,4]

может быть причинен в результате преступления: 1.
Имущественный вред это расходы, которые необходимо произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение имущества (реальный ущерб); неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст.
15 ГК РФ).

2.
Физический вред это увечье или иное повреждение здоровья либо вред, причиненный жизни гражданина.
При определении понятия физического вреда важно учитывать положения главы 16
"Преступления против жизни и здоровья" УК РФ.
Результатом преступления может быть: причинение смерти; причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью; наступление заболевания; угроза этих последствий.

В результате причинения физического вреда потерпевший может либо вообще уйти из жизни, либо проходить лечение длительное время, либо полностью или частично утратить трудоспособность.
Все перечисленное влечет последствия имущественного характера: затраты на похороны; утрату источника существования в связи с потерей кормильца; полную или частичную потерю заработка в связи с утратой трудоспособности; затраты на лечение и восстановление здоровья.
Таким образом, физический вред имеет имущественное выражение в виде прямых расходов по его восстановлению и упущенной выгоды.
Возмещение физического вреда производится по правилам ст.
ст.
1084 1094 ГК РФ.
Следственно-судебная практика не выработала единого порядка возмещения средств, затраченных на лечение потерпевших <*>, в том числе в части обеспечения гражданского иска о взыскании таких средств.
Следует согласиться с распространенным в литературе мнением, что при наличии в материалах уголовного дела достаточных сведений о понесенных потерпевшим расходах на оплату лечения, медицинской помощи по восстановлению здоровья, вызванных причинением вреда здоровью преступлением, орган расследования вправе наложить арест на имущество обвиняемого, подозреваемого для обеспечения заявленного или возможного гражданского иска.
Последний может быть заявлен как потерпевшим от преступных действий, так и учреждением здравоохранения, медицинской страховой компанией <**>.
------------------------------<*> Подробно об этом см.: Кальницкий В., Михеев А., Ножкина А.
О возмещении средств, затраченных на лечение граждан, потерпевших от преступных действий // Рос.
юстиция.
1997.
N 11.
С.
14 15.
<**> См.: Аршба Г.
В., Гирько С.
И., Николюк В.
В.
Указ.
раб.
С.
18; Булатов Б.
Б., Николюк В.
В.
Меры уголовно-процессуального принуждения.
М.: Спарк, 2003.
С.
97.
3.
Моральный вред это физические или нравственные страдания (ст.
151 ГК РФ).
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" <*> (в ред.
от 15.01.1998), под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.
п.), или нарушающими его личные
неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства

[Back]