Проверяемый текст
Основания и процессуальный порядок наложения ареста на имущество (научно-практический комментарий к ч. ч. 3 - 9 ст. 115 УПК РФ) (Гаврилин Ю. В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)
[стр. 166]

14.
В соответствии с ч.
5 ст.
115 УПК, наложение ареста на имущество производится в присутствии понятых.
Понятой не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем, прокурором для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия (ч.
1 ст.
60 УПК).
Как видим, здесь по прежнему сказывается то обстоятельство, что
в долгие годы наложение ареста на имущество относилось к числу следственных действий.
В этой связи отмечается противоречие ч.
5 ст.
115 УПК и ч.
1 ст.
60 УПК.

Было бы целесообразно изменить формулировку ч.
1 ст.
60, изложив ее в следующей редакции: «Понятой — не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем, прокурором для удостоверения факта производства, а также соответствия содержания и результатов следственного или иного процессуального действия составленному протоколу, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом».

15.
При фиксации хода результатов наложения ареста на имущество допускаются следующие типичные нарушения: неотражение в протоколе времени начала и окончания процессуального действия (со всеми перерывами) с точностью до минуты; перечисление в протоколе не всех лиц, принимавших участие в наложении ареста на имущество; отсутствие подтверждения факта разъяснения прав и обязанностей участникам наложения ареста на имущество их подписями; чрезмерно краткое отражение в протоколе индивидуальных признаков предметов, на которые наложен арест; отсутствие указания на фактически применявшиеся технические средства фиксации; отсутствие указания, каким образом упакованы предметы, па которые наложен арест и упакованы ли вообще; отсутствие подписей понятых, переводчиков, иных участников данной меры процессуального принуждения на каждой странице протокола; отсутствие подписи следователя на протоколе и др.
[стр. 19]

Суда РФ; на основании п.
3 ч.
1 ст.
40 УПК РФ командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; на основании п.
4 ч.
1 ст.
40 УПК РФ органы Государственной противопожарной службы.
Следует отметить, что орган дознания как учреждение, как система не может осуществлять какие-либо конкретные действия, принимать процессуальные решения, оказывать помощь органам предварительного следствия.
Фактически это может сделать только конкретное физическое лицо, осуществляющее функции соответствующего органа дознания.
Закономерно возникает вопрос: с кем конкретно должен взаимодействовать следователь, когда законодатель указывает в качестве органа дознания государственное учреждение? При взаимодействии с органом дознания учреждением следователь обращается к руководителю этого ведомства, т.
е.
к начальнику органа дознания.
Тот в свою очередь определяет из числа подчиненных ему сотрудников конкретное лицо (или лиц), которое и будет взаимодействовать со следователем.
В соответствии с ч.
5 ст.
115 УПК, наложение ареста на имущество производится в присутствии понятых.
Понятой не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем, прокурором для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия (ч.
1 ст.
60 УПК).
Как видим, здесь попрежнему сказывается то обстоятельство, что
долгие годы наложение ареста на имущество относилось к числу следственных действий.
В этой связи отмечается противоречие ч.
5 ст.
115 УПК и ч.
1 ст.
60 УПК.

В этой связи было бы целесообразно изменить формулировку ч.
1 ст.
60, изложив ее в следующей редакции: "Понятой не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем, прокурором для удостоверения факта производства, а также соответствия содержания и результатов следственного или иного процессуального действия составленному протоколу, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом".

Законодатель прямо предусматривает, кого нельзя привлекать в качестве понятого.
Так, понятыми не могут быть: 1) несовершеннолетние; 2) участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники; 3) работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.
Представляется, что в качестве понятых не следует привлекать и иных работников правоохранительных органов, хотя бы и не наделенных правом производства оперативно-розыскной деятельности или предварительного расследования, недееспособных лиц, находящихся в состоянии опьянения, и др.
Понятой вправе: 1) участвовать в следственном действии и делать по поводу следственного действия заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол; 2) знакомиться с протоколом следственного действия, в производстве которого он участвовал; 3) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора, ограничивающие его права.
Понятые не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд, разглашать данные предварительного расследования, если они были об этом заранее предупреждены в порядке, установленном законодательством.
К

[стр.,30]

к следственным действиям.
Использование словосочетания "в соответствии с требованиями" позволяет применить порядок составления и содержание протокола следственного действия к рассматриваемой мере процессуального принуждения для обеспечения полной и всесторонней фиксации ее хода и результатов.
Следует обратить внимание на необходимость строгого следования требованиям законодателя относительно содержания протокола процессуального действия, так как нарушения, допущенные при оформлении протокола, так же опасны с точки зрения решения задач уголовного процесса, как и нарушения в ходе производства процессуального действия <*>.
------------------------------<*> Детальный анализ недостатков протоколов следственных действий приводится в работе Белоусова А.
В.
Процессуальное закрепление доказательств при расследовании преступлений.
М., 2001.
С.
78 106.
Бланк протокола наложения ареста на имущество представлен в приложении 74 к ст.
476.
В описательной части протокола приводится перечень предметов, на которые наложен арест с указанием их количества, индивидуальных особенностей и оценки.
Указывается последующее местонахождение арестованного имущества.
При наложении ареста на ценные бумаги либо их сертификаты указываются: общее количество ценных бумаг, на которые наложен арест, их вид, категория (тип) или серия; номинальная стоимость; государственный регистрационный номер; сведения об эмитенте или о лицах, выдавших ценные бумаги либо осуществивших учет прав владельца ценных бумаг, а также о месте производства учета; сведения о документе, удостоверяющем право собственности на ценные бумаги, на которые наложен арест.
При наложении ареста на денежные средства и иные ценности, полученные в результате преступных действий или нажитые преступным путем, в протоколе отражаются: наименование и реквизиты банка или иной кредитной организации; виды и номера счетов, вкладов, размер находящихся на каждом счете, во вкладе денежных средств; в какой валюте; наименование ценностей и вид хранения.
В протоколе делается отметка о том, что руководитель банка или иной кредитной организации, на счете, во вкладе или на хранении которых находятся денежные средства или иные ценности, принадлежащие подозреваемому (обвиняемому), на которые наложен арест, в соответствии с частью седьмой ст.
115 УПК РФ предупрежден о том, что операции по указанным вкладам и счетам прекращены полностью либо частично.
Изучение материалов уголовных дел, в процессе расследования по которым применялось наложение ареста на имущество, позволяет выявить наиболее типичные нарушения при фиксации его хода и результатов, в частности: неотражение в протоколе времени начала и окончания процессуального действия (со всеми перерывами) с точностью до минуты; перечисление в протоколе не всех лиц, принимавших участие в наложении ареста на имущество; не всегда факт разъяснения прав и обязанностей участникам наложения ареста подтвержден их подписями; чрезмерно краткое отражение в протоколе индивидуальных признаков предметов, на которые наложен арест; отсутствие указания на фактически применявшиеся технические средства фиксации; при изъятии предметов не указывается, каким образом они упакованы и упакованы ли вообще; понятыми, переводчиком, иными участниками не подписана каждая

[Back]