Проверяемый текст
Основания и процессуальный порядок наложения ареста на имущество (научно-практический комментарий к ч. ч. 3 - 9 ст. 115 УПК РФ) (Гаврилин Ю. В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)
[стр. 33]

выполнимо, когда арест налагается на денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, ценные бумаги.
Что касается имущества в виде разного рода предметов, вещей, имеющих определенную ценность и стоимость в денежном выражении, то наличие их у подозреваемого, обвиняемого может быть установлено дознавателем, следователем, по общему правилу, лишь приблизительно, особенно когда решение наложить арест на имущество принимается на первоначальном этапе расследования.
В пользу приведенной точки зрения следует привести еще один аргумент: 4 июля 2003 г.
ч.
1 ст.
115 УПК РФ дополнена нормой, согласно которой арест накладывается на полученное в результате преступных действий либо нажитое преступным путем имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих материальную ответственность за их действия.
Как представляется решить эту задачу без комплекса поисковых действий не представляется возможным.
Таким образом, обнаружение имущества, на которое может быть наложен арест, можно считать в качестве факультативной цели наложения ареста на имущество.
Данный тезис отчасти подтверждается и судебной практикой.
Так, в п.
7 Постановления Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по применению конфискации имущества» обращалось внимание на то, что в случаях, когда после исполнения приговора о конфискации всего имущества обнаруживалось неконфискованное имущество подсудимого, приобретенное им до или после вынесения приговора (на средства, подлежащие конфискации по приговору), суд, вынесший приговор, или суд по месту исполнения приговора выносит по представлению прокурора определение об обращении конфискации на обнаруженное имущество, если последнее может быть конфисковано по закону».
С учетом этих разъяснений Верховного Суда СССР органам дознания и следствия было рекомендовано при обнаружении подлежащего конфискации имущества после исполнения
[стр. 3]

При определении оснований наложения ареста на имущество мы исходим из сложившегося в уголовно-процессуальной науке подхода к дифференциации юридических и фактических оснований производства процессуальных действий.
При этом под основаниями производства данного процессуального действия мы понимаем совокупность условий, при которых возможно его проведение <*>.
------------------------------<*> Здесь за основу взято определение оснований производства следственных действий, сформулированное С.
А.
Шейфером.
См.: Шейфер С.
А.
Следственные действия.
Основания, процессуальный порядок и доказательственное значение.
М., 2004.
С.
22.
Юридическим основанием наложения ареста на имущество является необходимость выполнения предусмотренных в законе действий, в обязательном порядке предшествующих проведению процессуального действия.
Поскольку данная мера уголовно-процессуального принуждения ограничивает конституционные права личности, то в соответствии с п.
9 ч.
2 ст.
29 УПК только суд правомочен принимать решения о наложении ареста на имущество, включая денежные средства юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Соответственно, судебное постановление о наложении ареста на имущество, выносимое на основании согласованного с надзирающим прокурором мотивированного ходатайства следователя, ведущего расследование по делу, представляет собой юридическое основание наложения ареста на имущество.
Фактические основания определяются в литературе как достаточные данные для предположения о том, что из указанных в законе источников может быть извлечена информация, составляющая цель данного действия <*>.
Если такие данные имеются, то производство данного процессуального действия обоснованно, а если их нет, процессуальное действие проводить нельзя.
Фактические основания наложения ареста на имущество складываются из следующих элементов: а) цели процессуального действия; б) допустимых источников фактических данных, в которых может содержаться информация о наличии, местонахождении, стоимости и принадлежности имущества, на которое может быть наложен арест и из которых ее можно почерпнуть; в) объем фактических данных, указывающих на возможность достижения цели процессуального действия.
-------------------------------<*> Шейфер С.
А.
Указ.
раб.
С.
23.
С учетом изложенного фактическими основаниями наложения ареста на имущество выступает совокупность доказательств, указывающих на причинение преступлением вреда или возможность применения имущественных взысканий, а также конфискации имущества, полученного в результате преступных действий.
Поскольку, как уже рассмотрено нами выше, наложение ареста на имущество носит превентивный характер, лицо, проводящее расследование по уголовному делу, должно прогнозировать гипотетическую возможность заявления гражданского иска.
В связи с этим для констатации наличия фактических оснований применения данной меры процессуального принуждения, на наш взгляд, достаточно установления факта причинения преступлением вреда.
Закон выделяет три вида вреда, который

[стр.,17]

юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, ценные бумаги); место нахождения имущества либо наименование банка или иной кредитной организации и номер счета, вклада; фамилия, имя, отчество лица, на имущество которого налагается арест.
Данное ходатайство подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или нахождения имущества не позднее 24 часов с момента поступления ходатайства.
В судебном заседании вправе участвовать прокурор и следователь.
Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о наложении ареста на имущество либо об отказе в применении данной меры процессуального принуждения с указанием мотивов отказа (ст.
165 УПК).
6.
Определение времени производства процессуального действия.
При выборе времени производства наложения ареста на имущество следует руководствоваться процессуальными требованиями и тактическими соображениями.
Уголовно-процессуальный закон запрещает производство следственных действий в ночное время (кроме случаев, не терпящих отлагательства).
В соответствии с п.
21 ст.
5 УПК, ночное время промежуток времени с 22 до 6 часов утра по местному времени.
Представляется, что данный запрет по аналогии распространяется и на производство наложения ареста на имущество.
К случаям, не терпящим отлагательства, требующим немедленного производства наложения ареста на имущество, можно отнести получение информации о том, что обвиняемый (подозреваемый) либо лица, несущие за их действия материальную ответственность, распродают, приводят в негодность (путем уничтожения, повреждения, разукомплектования и пр.), прячут, вывозят в другое место, передают на хранение другим лицам имущество, на которое может быть наложен арест.
Особо отметим, что здесь речь идет о возможности наложения ареста на имущество в ночное время, а не о его производстве без судебного решения.
Ст.
115 императивно предписывает судебное решение в качестве юридического основания применения данной меры процессуального принуждения.
Исключения, предусмотренные в ч.
5 ст.
165 УПК для ситуаций производства осмотра жилища, обыска или выемки в жилище, а также личного обыска без судебного решения на наложение ареста на имущество не распространяются.
С тактической точки зрения время наложения ареста на имущество выбирается с таким расчетом, чтобы была обеспечена внезапность процессуального действия.
Закон (ст.
115 УПК РФ) не требует присутствия при производстве наложения ареста лица, чье имущество подлежит аресту.
Думается, это явный недостаток законодательной регламентации порядка производства наложения ареста на имущество.
Представляется, что для обеспечения объективности расследования наложение ареста на имущество должно производиться в присутствии собственника имущества, на которое налагается арест, либо совершеннолетних членов его семьи, при отсутствии или невозможности обеспечить присутствие последних представителя органа местного самоуправления.
Соответственно, выбор времени начала производства данного действия следует соотносить со сведениями об образе жизни и распорядке дня собственника имущества, что связано с необходимостью его присутствия, а также наличием сведений о нахождении в помещении

[Back]