Проверяемый текст
Основания и процессуальный порядок наложения ареста на имущество (научно-практический комментарий к ч. ч. 3 - 9 ст. 115 УПК РФ) (Гаврилин Ю. В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)
[стр. 60]

здоровья, утрата которого связана с преступлением, орган расследования вправе наложить арест на имущество обвиняемого, подозреваемого для обеспечения заявленного или возможного гражданского иска.
Последний может быть заявлен как потерпевшим от преступных действий, так и учреждением здравоохранения, медицинской страховой компанией1.

3.
Моральный вред это физические или нравственные страдания
151 ГК РФ).
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994
г.
№ 102 (в ред.
от 15.01.1998 г.) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью,
1См.: Аршба Г.В., Гирько С.И., Николюк В.В.
Указ.
раб.
С.
18; Булатов Б.Б., Николюк В.В.

Указ.
раб.
С.
97.
2Российская газета, 08.02.1995 г., № 29.
[стр. 4]

может быть причинен в результате преступления: 1.
Имущественный вред это расходы, которые необходимо произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение имущества (реальный ущерб); неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст.
15 ГК РФ).
2.
Физический вред это увечье или иное повреждение здоровья либо вред, причиненный жизни гражданина.
При определении понятия физического вреда важно учитывать положения главы 16 "Преступления против жизни и здоровья" УК РФ.
Результатом преступления может быть: причинение смерти; причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью; наступление заболевания; угроза этих последствий.
В результате причинения физического вреда потерпевший может либо вообще уйти из жизни, либо проходить лечение длительное время, либо полностью или частично утратить трудоспособность.
Все перечисленное влечет последствия имущественного характера: затраты на похороны; утрату источника существования в связи с потерей кормильца; полную или частичную потерю заработка в связи с утратой трудоспособности; затраты на лечение и восстановление здоровья.
Таким образом, физический вред имеет имущественное выражение в виде прямых расходов по его восстановлению и упущенной выгоды.
Возмещение физического вреда производится по правилам ст.
ст.
1084 1094 ГК РФ.
Следственно-судебная практика не выработала единого порядка возмещения средств, затраченных на лечение потерпевших <*>, в том числе в части обеспечения гражданского иска о взыскании таких средств.
Следует согласиться с распространенным в литературе мнением, что при наличии в материалах уголовного дела достаточных сведений о понесенных потерпевшим расходах на оплату лечения, медицинской помощи по восстановлению здоровья, вызванных причинением вреда здоровью преступлением, орган расследования вправе наложить арест на имущество обвиняемого, подозреваемого для обеспечения заявленного или возможного гражданского иска.
Последний может быть заявлен как потерпевшим от преступных действий, так и учреждением здравоохранения, медицинской страховой компанией
<**>.
------------------------------<*> Подробно об этом см.: Кальницкий В., Михеев А., Ножкина А.
О возмещении средств, затраченных на лечение граждан, потерпевших от преступных действий // Рос.
юстиция.
1997.
N 11.
С.
14 15.
<**> См.: Аршба Г.
В., Гирько С.
И., Николюк В.
В.
Указ.
раб.
С.
18; Булатов Б.
Б., Николюк В.
В.

Меры уголовно-процессуального принуждения.
М.: Спарк, 2003.
С.
97.
3.
Моральный вред это физические или нравственные страдания
(ст.
151 ГК РФ).
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994
N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" <*> (в ред.
от 15.01.1998), под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.
п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства


[стр.,5]

и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности),или нарушающими имущественные права гражданина.
-------------------------------<*> Российская газета.
N 29.
08.02.1995.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью,
связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Ранее в теории и практической деятельности вопрос о возможности наложения ареста на имущество в целях обеспечения такого гражданского иска решался неоднозначно.
Категорически отрицал возможность решения проблемы возмещения морального вреда, причиненного в связи с привлечением к уголовной ответственности, на основе имущественных правоотношений Б.
Т.
Безлепкин.
Он отмечал: "Во-первых, материального эквивалента чести быть не может, и любая попытка изобрести его искусственна.
Во-вторых (и это самое главное), способом возмещения в данном случае является восстановление социального блага, а не компенсация: последняя непригодна принципиально.
Выплата денежной компенсации несправедливо опороченному в связи с уголовным делом гражданину может принести ему определенное моральное, психологическое удовлетворение, но не способна объективно восстановить его доброе имя, репутацию" <*>.
-------------------------------<*> Безлепкин Б.
Т.
Возмещение вреда, причиненного гражданину судебно-следственными органами.
М., 1979.
С.
178.
Применительно к уголовно-процессуальному законодательству РСФСР положительный ответ на поставленный выше вопрос давал В.
С.
Шадрин.
"Возможность заявления гражданского иска для компенсации морального вреда, причиненного преступлением, отмечает В.
С.
Шадрин, ставит проблему наложения ареста на имущество причинителя вреда в данном случае.
Прежде всего следует исходить из принципиального положения о правомерности такого акта.
Уголовно-процессуальный закон обязывает следователя принимать меры обеспечения любых обоснованных гражданских исков в уголовном деле, а иск о выплате денежной компенсации является одним из них" <*>.
------------------------------<*> Шадрин В.
С.
Указ.
соч.
С.
194.
По мнению Л.
К.
Труновой и В.
В.
Хатуаевой, гражданский иск является основным способом возмещения морального вреда в уголовном судопроизводстве <*>.
-------------------------------<*> См.: Трунова Л.
К.
Гражданский иск о компенсации морального вреда в уголовном судопроизводстве: Автореф.
дис...
канд.
юрид.
наук.
М., 1999.
С.
7; Хатуаева В.
В.
Проблемы возмещения морального вреда в уголовном процессе России: Автореф.
дис...
канд.
юрид.
наук.
Волгоград, 2000.
С.
10.

[Back]