Проверяемый текст
Альманах Ассоциации Независимых Центров Экономического Анализа Выпуск № 2 Современные проблемы социальной политики в России апрель 2004 Москва
[стр. 40]

Намного реже стимулами становились изменения в общ егосударственных нормативах оплаты труда.
П овы ш ение М РОТ упомянули 25 % участников опроса, повышение ставок первого разряда ЕТС 12 % (к числу важ нейш их их отнесли соответственно только 7 и 4 % респондентов).
Возможно, самый неожиданный результат это крайне слабое давление со стороны работников, причем в лю бых формах как организованных, так и неорганизованных.
Условия коллективных договоров отмели 15 % респондентов, требования со стороны профсоюзов —6, угрозу забастовок —1%.
Особенно поражает контраст между
этими двумя показателями: 75-процентным охватом предприятий коллективными договорами и 3 % предприятий, где обязательства в рамках этих договоров служили главной причиной повышения заработной платы.
Наконец, рост заработков на предприятиях практически никогда не был связан с политическим давлением со стороны властей.
Сходная иерархия факторов выстраивается из ответов участников
опроса на вопрос о том, на сколько процентов изменился бы уровень заработной платы на их предприятии при 10-процентном изменении тех или ины х параметров экономической и институциональной среды (табл.
1.3).
Так, сравнительно немного предприятий (20-35 % ) остались бы инертными при 10процентном увеличении объема продаж или 10-процентном росте цен на вы пускаемую ими продукцию.
При изменении прочих параметров доля предприятий с
пулевой реакцией была бы в два-три раза больш е —50-75% .
Столь же существенные расхож дения
отмечались и в оценках эластичности среднего уровня заработной платы.
К ак следует из ответов респондентов, при 10-процентном увеличении объема продаж или 10-процентном росте цен на выпускаемую продукцию ож идаемы й прирост заработков м ог бы со ставит порядка 5-7
п.п.
Значительно меньш ая чувствительность —3 3,5 п.п.
наблюдалась по отношению к показателям инфляции.
Ещ е слабее
среагировала бы заработная плата на рост средней зарплаты на соседних предприятиях, а также на корректировку общ егосударственных нормативов —минимального размера оплаты труда и ставки первого разряда ЕТС ( 2 3 п.п.).
4 0
[стр. 16]

заработков на соседних предприятиях и трудности с набором/удержанием кадров (рейтинг 27-33%).
Интересно при этом отметить, что для большинства предприятий главным источником информации о происходящих изменениях служили не данные о том, как обстоят дела с оплатой работников у других предприятий, а данные о том, что происходит с наймом и выбытием персонала у них самих.
Иными словами, они не были склонны действовать с опережением по отношению к своим ближайшим конкурентам на местном рынке труда, а предпочитали реагировать на возникающие проблемы пост-фактум10.
Намного реже "триггерами" становились изменения в общегосударственных нормативах оплаты труда.
О повышении МРОТ упомянули 25% участников опроса, о повышении ставки первого разряда ЕТС 12% (к числу важнейших их отнесли только 7% и 4% респондентов соответственно).
Возможно, самый неожиданный результат это опять-таки крайне слабое давление со стороны работников, причем в любых формах как организованных, так и неорганизованных.
О повышении заработной платы в соответствии с условиями коллективных договоров упомянули 15% респондентов, о выдвижении требований со стороны профсоюзов 6%, о возможном ухудшении отношений с трудовым коллективом 6%, об угрозе забастовок 1%.
Особенно поражает контраст между
двумя показателями: 75-проценнтным охватом предприятий коллективными договорами и 3% предприятий, где обязательства в рамках этих договоров служили главной причиной (второй вариант вопроса) повышения заработной платы.
Наконец, рост заработков на предприятиях практически никогда не был связан с политическим давлением со стороны властей.
Сходная иерархия факторов выстраивается из ответов участников
обследования на прожективный вопрос о том, на сколько процентов изменился бы уровень заработной платы на их предприятиях при изменении на 10% тех или иных параметров экономической и институциональной среды (таблица 6).
Так, нашлось сравнительно немного предприятий (20-35%), которые остались бы инертными при 10-процентном увеличении объема продаж или 10-процентном росте цен на выпускаемую ими продукцию.
При изменении прочих параметров доля предприятий с
нулевой реакцией была бы в два-три раза больше 50-75%.
Таблица 6 Чувствительность среднего уровня заработной платы к десятипроцентным изменениям различных параметров экономической и институциональной среды Показатели Доля предприятий, % Эластичность, п.
п.
с нулевой реакцией с положительной реакцией Объем продаж 21 79 7,7 Уровень цен на выпускаемую продукцию 35 65 5,2 Индекс потребительских цен 61 39 3,6 Региональный прожиточный минимум

[стр.,17]

69 31 2,9 Уровень заработной платы на других предприятиях 79 28 2,5 Минимальный размер оплаты труда 71 29 2,9 Ставка первого разряда ЕТС 76 24 2,3 Столь же существенные расхождения отмечаются и в оценках эластичности.
Как следует из ответов респондентов, при 10-процентном увеличении объема продаж или 10процентном росте цен на выпускаемую продукцию ожидаемый прирост заработков мог бы составить порядка 5-7
процентных пунктов.
Значительно меньшая чувствительность 3-3,5 процентных пункта наблюдалась бы по отношению к показателям инфляции.
Еще слабее
отреагировала бы заработная плата на рост заработков на соседних предприятиях, а также на корректировку общегосударственных нормативов оплаты труда минимальной заработной платы и ставки первого разряда ЕТС (2-3 процентных пункта).
Представленные данные заставляют предполагать, что в российских условиях изменения в заработной плате теснее всего связаны с изменениями в результатах экономической деятельности самих предприятий.
Это главный "спусковой механизм" ее роста.
Импульсы, поступающие из внешней экономической и институциональной среды, имеют существенно меньшее значение.
Что касается давления со стороны "инсайдеров" (будь то профсоюзы или неорганизованные группы работников), то оно запускает процесс общего повышения заработков лишь в исключительных случаях.
Предположение о существовании устойчивой связи между уровнем заработной платы и результатами финансово-хозяйственной деятельности подтверждается сравнительным анализом экономически успешных и экономически неуспешных предприятий (таблица 7).
Какие бы показатели эффективности ни брались за точку отсчета, прослеживается устойчивая закономерность: чем лучше обстоят дела на предприятии, тем "щедрее" оно вознаграждает труд своих работников.
Так, на финансово благополучных предприятиях заработная плата была почти в два раза выше, чем на финансово неблагополучных; на прибыльных почти в полтора раза выше, чем на убыточных; на имевших высокую загрузку производственных мощностей почти в полтора раза выше, чем на имевших низкую нагрузку, и т.
д.
Таблица 7 Средняя заработная плата на предприятиях с различными показателями финансовохозяйственной деятельности Группы предприятий Зарплата, руб.
Группы предприятий Зарплата, руб.
По финансовому состоянию: По укомплектованности рабочей силой: * "хорошее" 6071

[Back]