Проверяемый текст
Справочная информация по Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотскому протоколу. Информация WWF [http://esco-ecosys.narod.ru/2003_3/3_03.pdf] // 2003
[стр. 50]

учетом хода выполнения планов Правительства по развитию экономики России и в частности до развитию лесной промышленности.
mtoe Предполагаемый рост потребления энергии в контексте эконоиии энергии Энергоемкость остается не уровне 2DD0 г.
Реализуются возможности энергосбережения Проводится реформа экономики Рис.
6 Предполагаемый рост потребления энергии в контексте экономии энергии.
(Источник: 3 нац.
Сообщение с 65).
В 1994 году была образована "Межведомственная комиссия Российской Федерации по проблемам изменения климата".

Тогда Комиссия в основном была ориентирована на решения научно-прикладных задач изменения климата, подготовку прогнозов и мониторинг состояния атмосферы.
После принятия Киотского Протокола, встала задача развертывания крупномасштабных энергетических проектов и осуществления новых инвестиционных механизмов:[82]
Ряд проектов выполняется и вполне успешно(прЩ1.5) , но нужна четкая система подачи и рассмотрения заявок, включающая четко прописанную процедуру и график рассмотрения, российские критерии одобрения проектов и т.п.
При наличии всего этого, есть все шансы привлечь значительные безвозмездные средства и существенно облегчить создание и работу системы
инвентаризации и мониторинга выбросов парниковых газов^ существенно 50
[стр. 104]

104 «ЭСКО» №3, 2003 «Энергетический углеродный фонд».
По мнению WWF принципиально важно, что фонд планирует работать только с «реальными» квотами, то есть с реальными снижениями выбросов в результате тех или иных проектов или программ Проблема изменения климата и политика Правительства России «Основные направления социальноэкономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» (окончательный вариант принят Правительством РФ в июле 2001 г.) содержат раздел, посвященный охране окружающей среды, где прямо ставится задача: «Разработать методы привлечения инвестиций, используя в том числе глобальные эколого-экономические механизмы, в частности, по переуступке прав на выбросы парниковых газов...» (раздел II.3.10.2 п.
1.9).
Далее в тексте прямо указывается, что глобальный эколого-экономический механизм Киотского протокола весьма перспективен и может стать крупным источником инвестиционных ресурсов, направленных на борьбу с потеплением климата (раздел II.3.10.3 п.
2).
Однако еще большую важность Киотский протокол имеет для развития топливноэнергетического комплекса (ТЭК).
Фактически изложенная в Основных направлениях программа развития ТЭК это то же самое, что и программа снижения выбросов парниковых газов.
ТЭК дает до 70% общего объема парниковых газов.
Первопричиной такой ситуации является высокая энергоемкость экономики (в 3,5 раза большая, чем в развитых странах), ценовые диспропорции и субсидирование, износ основных производственных фондов и т.п.
Планы Правительства предполагают рост ВВП к 2010 году в 1,7 раза от уровня 1999 года.
Однако внутреннее потребление топливно-энергетических ресурсов должно возрасти только на 14%, что должно быть достигнуто за счет снижения энергоемкости ВВП на 36%.
Таким образом, в Основных направлениях фактически определена цель Правительства по снижению удельных выбросов СО2.
В данном контексте Киотский протокол становится дополнительным механизмом привлечения инвестиций и стимулом неукоснительного выполнения планов Правительства РФ по энергосбережению и росту энергоэффективности.
Конечно, подъем экономики, на который сейчас направлены наши основные усилия, приведет к увеличению выбросов, однако по всем прогнозам выброс не превысит уровня 1990 года.
Таким образом, ограничения на выбросы парниковых газов, диктуемые Киотским Протоколом, в ближайшие 10 лет не будут оказывать сдерживающего воздействия на российскую экономику.
Однако в этот период нам надо готовиться к последующему снижению выбросов постепенно переходить на энергосберегающие технологии (что отвечает нашим целям и без всякого Киотского протокола).
После предполагается развитие обязательств на 2013-2017 гг.
Вероятно, пока преждевременно ставить вопрос о численных обязательствах России на этот период, однако соответствующие исследования должны быть свое-временно проведены с учетом хода выполнения планов Правительства по развитию топливно-энергетического комплекса.
Межведомственная Комиссия по климату и Киотский Протокол В 1994 году была образована «Межведомственная комиссия Российской Федерации по проблемам изменения климата».
Шесть лет назад комиссия в основном была ориентирована на решения научно-прикладных задач изменения климата, подготовку прогнозов и мониторинг состояния атмосферы.
После принятия Киотского протокола встала задача развертывания крупномасштабных энергетических проектов и осуществления новых инвестиционных механизмов.

В этих условиях на комиссию, конечно, ложится очень тяжелая задача и пути преобразования ее работы сейчас активно обсуждаются.
Первый шаг уже был сделан сейчас комиссию возглавляют 2 сопредседателя: руководитель Росгидромета А.И.
Бедрицкий и заместитель министра экономического развития и торговли М.М.
Циканов.
Вероятно, было бы логично повысить статус комиссии до уровня правительственной во главе с одним из вице-премьеров.
Соответствующие планы уже имеются, и

[стр.,105]

«ЭСКО» №3, 2003 105 мы надеемся, что они будут реализованы в ближайшем будущем.
Основные моменты принятого в Марракеше пакета документов Решение о выработке соответствующих «подзаконных актов», поясняющих правила и варианты исполнения Киотского протокола, было принято в 1998 г.
на Четвертой конференции сторон РКИК в Буэнос-Айресе (сам Киотский протокол был принят в конце 1997 г.
на Третьей Конференции).
После этого в течение трех лет велись напряженные переговоры, которые недавно завершились успехом.
В целом пакет («The Marrakesh Accord») состоит из 15 документов, регламентирующих технические детали выполнения Киотского протокола: образование и расходование фондов; выполнение международных проектов по снижению выбросов; передача и продажа квот, ведение регистра; учет, мониторинг и отчетность по выбросам парниковых газов; учет поглощения углекислого газа лесами и зачет результатов выполнения лесохозяйственных проектов; режим контроля за соблюдением обязательств.
Для России особенно актуальны 4 документа: правила торговли и выполнения проектов; правила учета поглощения углекислого газа лесами и зачета результатов лесохозяйственной деятельности; режим соблюдения обязательств; помощь странам с переходной экономикой.
Также имеются 2 финансовых документа, которые, как и всякие финансовые документы, заслуживают особого внимания, хотя пока (до 2013 г.) не имеют для России большого значения.
Образование фондов.
Это касается как Киотского протокола, так и собственно Климатической конвенции.
В рамках Конвенции создаются 2 фонда по оказанию помощи развивающимся странам: «Специальный фонд для борьбы с изменениями климата» и «Фонд для наименее развитых стран».
Для финансирования проектов и программ по адаптации к изменениям климата в развивающихся странах в рамках Киотского протокола создается «Адаптационный Фонд Киотского протокола», куда будут поступать как взносы развитых стран, так и 2%-ые отчисления от проектов Механизма Чистого Развития.
Европейский Союз, Канада, Норвегия, Швейцария, Новая Зеландия и Исландия обязались платить на эти цели по 410 миллионов долларов США ежегодно, Япония выступила с отдельным политическим заявлением о своей поддержке фондов.
Первый взнос в размере 10 миллионов канадских долларов обязалась сделать Канада, чтобы обеспечить незамедлительное начало работы фондов Конвенции.
Взносы в фонды делаются развитыми странами.
Страны с переходной экономикой, «...которые в состоянии это сделать...», также приглашаются внести взносы.
Таким образом, Россия занимает промежуточное положение, мы не можем получать средства из образуемых фондов, но и не обязаны делать туда взносы.
Невозможность «зачерпывания» средств из фондов является своего рода «обратной стороной медали» членства России в Приложении 1 Конвенции, то есть среди стран, принимающих участие в торговле квотами и в проектах совместного осуществления.
То есть именно эти экономические механизмы, а не донорская помощь, должны быть для нас главными в деле борьбы с изменениями климата.
Однако донорская помощь также предусмотрена, но она идет не через данные фонды и только на определенные виды подготовительной деятельности.
Помощь странам с переходной экономикой в создании систем и механизмов выполнения протокола.
Документ говорит об активизации деятельности Глобального Экологического Фонда (а возможно, и других международных организаций) по помощи странам с переходной экономикой в следующих работах: построении национальных систем инвентаризации выбросов парниковых газов; составлении прогнозов выбросов; оценке воздействия изменений климата на экономику, социальные проблемы и экосистемы; в выполнении исследовательских, образовательных, мониторинговых и некоторых других программ.
Документ не содержит численных значений взносов развитых стран на эти цели, но призывает сделать взносы в кратчайшие сроки.
Учитывая наши сложности с финансированием исследовательских и образовательных программ, проблемы детального учета и прогноза выбросов, безвозмездное получение грантовых средств выглядит очень уместным.
С другой стороны в России пока нет четкой и отлаженной системы получения и использования средств Глобального Экологического Фонда.
Ряд проектов выполняется, и вполне успешно, но нужна четкая система подачи и рассмотрения заявок, включающая четко прописанную процедуру и график рассмотрения, российские критерии одобрения проектов и т.п.
При наличии всего этого есть все шансы привлечь значительные безвозмездные средства и существенно облегчить создание и работу системы


[стр.,255]

«ЭСКО» №3, 2003 255 сумме покрывало уже более 10% от всех выбросов России.
На уровне отдельных секторов экономики РАО «ЕЭС России» была проведена детальная инвентаризация выбросов парниковых газов, отвечающая международным стандартам (РАО «ЕЭС России» ответственно за выброс трети СО2 в стране).
«Сложение» отдельных глав инвентаризации (энергетика, промышленность, сельское хозяйство и т.п.) в единый отчет, равно как и заполнение специальных сводных форм, требуемых Секретариатом РКИК, может быть возложено, например, на Госкомстат России.
По оценке экспертов затраты на эти цели составят: · 20 млн.
руб.
единовременные затраты на 2003-2005 гг.
· 20 млн.
руб.
ежегодные расходы, начиная с 2003 г.
· 20 млн.
руб.
дополнительные ежегодные расходы, начиная с 2006г.
· Кроме того, взносы Российской Федерации в бюджет Киотского протокола на административные расходы оцениваются на уровне взносов в секретариат РКИК, которые в настоящее время составляют около 120 тыс.
долларов США.
Экономические выгоды ратификации Экономические выгоды представляют собой возможность привлечения инвестиций в виде реализации проектов совместного осуществления и прямой продажи квот на выбросы.
По различным оценкам, ежегодные объемы превышения выбросов парниковых газов (спроса на квоты) в 2008-2012 гг.
оцениваются суммарно примерно в 150 млн.
т СО2 для стран ЕС и от 360 380 млн.
т СО2 для Японии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Норвегии.
При этом, скорее всего, ЕС будет стремиться решить проблемы приобретения квот или внутри ЕС, или в странах Центральной и восточной Европы.
Таким образом, реальные объемы ежегодного спроса на квоты в период 2008-2012 гг.
не превысят 400 млн.
тонн СО2-эквивалента.
Россия может обеспечить такой спрос, в среднем ежегодная разница между фактическими выбросами и обязательствами России будет составлять около 600 млн.
тонн СО2-эквивалента.
Фактически мы сможем с 2008 года продавать столько квот, сколько позволит состояние мирового рынка .
Численная оценка «цены» вопроса очень сложна, большинство экспертов говорят о сумме в 1-2 млрд.
долларов (или евро) прямых средств и общем притоке инвестиций в 10-20 млрд.
Цена за 1 тонну квот после 2008 г.
может составить по минимальным оценкам около 5 долл., а по максимальным оценкам 15-20 долл.
Полученная прибыль от продажи квот предприятиями может составить от 2 до 20% от общего финансирования проектов.
Меры по организационному и законодательному обеспечению После ратификации Киотского протокола, вероятно, потребуется разработка и принятие следующих нормативных актов.
· Закон о «О государственном регулировании эмиссии и поглощения парниковых газов на территории Российской Федерации», устанавливающий механизм распределения квот и стимулирования проектов сокращения выбросов парниковых газов (и увеличения их поглощения лесами).
· Закон об обращении квот (лицензий на выбросы парниковых газов), порядке их сертификации и создании вторичного рынка.
· Постановление Правительства Российской Федерации о формировании национальной системы мониторинга (учета) выбросов и поглощения парниковых газов, а также соответствующего Регистра.
Организационная структура также должна быть усилена.
В 1994 году была образована «Межведомственная комиссия Российской Федерации по проблемам изменения климата».

Восемь лет назад Комиссия в основном была ориентирована на решения научно-прикладных задач изменения климата, подготовку прогнозов и мониторинг состояния атмосферы.
После принятия Киотского Протокола, встала задача развертывания крупномасштабных энергетических проектов и осуществления новых инвестиционных механизмов.

Первый шаг уже был сделан сейчас комиссию возглавляют 2 сопредседателя: Руководитель Росгидромета А.И.
Бедрицкий и заместитель Минэкономразвития М.М.
Циканов.
Было бы логично повысить статус Комиссии до уровня правительственной во главе с одним из вице-премьеров, равно как и четко определить роли различных министерств и ведомств.
Организационная схема должна обеспечивать и «запуск» и первые годы работы с квотами на выбросы парниковых газов продажу квот и привлечение средств иностранных инвесторов.
Политический контекст ратификации С учетом глобальной политической роли России и общественно политической значимости участия нашей страны в выполнении международных обязательств по снижению антропогенной нагрузки на климатическую систему целесообразно принятие решения о ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.
В этом случае именно Россия (в отсутствии в протоколе США) станет «спасителем» протокола, так как решение о нашей

[Back]