Проверяемый текст
Танген К., Корпоо А., Бердин В. Целевые экологические инвестиции в России. Международная торговля квотами на выбросы парниковых газов, как инструмент охраны природы / М., 2002
[стр. 56]

экономика».
Но это вряд ли компенсирует отказ от федеральной программы по климату.
Доля федерального финансирования в «Энергетически эффективной экономике» составляет менее 1%.[54,79]
Теоретически Россия может быть допущена к рынку эмиссий уже вскоре после предоставления сообщения с оценкой установленных количеств, но на практике процесс может затянуться.
Экономическая оценка потенциала России на рынке прав на выбросы ПГ.
Бюро экономического анализа при Минэкономразвития в своем недавнем докладе утверждает, что в первый период обязательств страна сможет выставить на продажу 1500-2.000 MtC02.35.
Росгидромет в докладе на ВКИК в октябре 2003 г.
считает, что в среднем за весь период обязательств будет выставлено на продаже 3000
MtCOj.36 Многие иностранные аналитики полагают, что даже эти оценки занижены и реально количество российских ЕСВ и кредитов за первый период исполнения обязательств будет значительно выше.
Рис.

9 показывает баланс па рынке ЕСВ среди стран Приложения В после планируемого расширения ЕС.
В основу положены оценки будущих эмиссий России, сделанные не российскими
специалистами.37.Мы видим, что дефицит AAU у нынешних членов ЕС может быть почти целиком покрыт избыточными количествами стран, готовящихся вступить в ЕС, так что будущая потребность ЕС в импорте AAU и кредитов будет очень небольшой.
В данном случае мы оцениваем избыток российских AAU на первый период обязательств в 6000
MtCC>2.
33Бюро экономического анализа (2002), с, 162.
зйВ докладе указывается, что эта.цифра взята из данных Минэкономразвития.
37Голуб 56
[стр. 22]

22 сможет выставить на продажу 1500-2000 MtCO2.12 .
Росгидромет в докладе от апреля 2002 г.
(этот доклад был заявлен как основа для правительственной политики России в дискуссии о климате) считает, что в среднем за весь период обязательств будет выставлено на продаже 3000 MtCO2.13 Многие иностранные аналитики полагают, что даже эти оценки занижены и реально количество российских AAU и кредитов за первый период исполнения обязательств будет значительно выше.
Рисунок
2.1.
показывает баланс на рынке AAU среди стран Приложения I после планируемого расширения ЕС.
В основу положены оценки будущих эмиссий России, сделанные не российскими
специалистами.14 Мы видим, что дефицит AAU у нынешних членов ЕС может быть почти целиком покрыт избыточными количествами в стран, готовящихся вступить в ЕС, так что будущая потребность ЕС в импорте AAU и кредитов будет очень небольшой.
В данном случае мы оцениваем избыток российских AAU на первый период обязательств в 6000
MtCO2.
Это намного выше российских прогнозов, но есть и более высокие оценки.
Необходимо подчеркнуть, что оценки спроса и предложения носят очень приблизительный характер, и нашей целью является не разработка прогноза, с которым согласятся все, а попытка продемонстрировать, что концепция ЦЭИ работоспособна, какой бы прогноз мы ни взяли за основу.
Рисунок 2.1.
Разрыв между обязательствами, предусмотренными Киотским протоколом, и прогнозами будущих эмиссий (2008-2012 гг.).
Разрыв между обязательствами и прогнозом эмиссий (2008-2012) -7000 -6000 -5000 -4000 -3000 -2000 -1000 0 1000 2000 3000 4000 Млн.
тонн CO2 Россия Канада Австралия ОЭРС Япония Страны-кандидаты в ЕС Украина ЕС15 Единицы: разрыв между прогнозом эмиссий и лимитом, установленным в Киото, взятый в совокупности за пятилетний период (2008-2012), в MtCO2.
Источник: PointCarbon 12 Бюро экономического анализа (2002), с.
162.
13 В докладе указывается, что эта цифра взята из данных Минэкономразвития.
14 Текст сноски отсутствует в английском оригинале.


[стр.,26]

26 смириться с тем, что AAU будут продаваться по более низкой цене, чем в случае соответствия страны критериям эмиссионного рынка.19 2.3.3.
Ратификация Парламентские слушанные в Российской государственной думе в июне 2001 г.
показали, что в целом парламент выступает за ратификацию Киотского протокола.20 11 апреля 2002 г.
вопрос о ратификации обсуждался российским правительством.
Премьер-министр Михаил Касьянов сказал, открывая дискуссию, что Россия должна ратифицировать Киотский протокол и искать пути для привлечения дополнительных инвестиций в экологические программы, для сокращения энергопотребления.21 Было решено разработать план мероприятий по ратификации и подготовить проект закона о ратификации в течение трех месяцев.22 Тем не менее, решение о ратификации до сих пор не принято.
2.3.4.
Отчетность Чтобы выйти на рынок квот, Россия должна вычислить свои AAU и получить подтверждение оценок экспертами РКИК ООН.
Она также должна организовать регистр и отчет об эмиссиях в формате, приемлемом для международных контролеров.
Предыдущие российские отчеты не могли похвастаться надежной статистикой, в них было множество недоработок, и это означало, что России предстоит еще многое сделать, чтобы добиться соответствия международным правилам отчетности.
Статистическая система России значительно отличается от принятой в большинстве государств, являющихся членами Приложения I и ОЭСР.23 За предоставлением Россией сообщения последует процесс углубленной проверки, после чего могут понадобиться исправления и дополнительная информация.
Мы верим, что Россия приложит все усилия, чтобы соответствовать необходимым стандартам, и что в этом ей помогут инвесторы, желающие приобрести российские кредиты и AAU.
Одна из причин сложившегося положения заключается в том, что финансирование российской системы контроля и отчетности было включено в российскую федеральную программу по климату.
В 1997-2001 гг.
эта программа была профинансирована лишь на 3% от плана, а с 2002 г.
финансирование было прекращено полностью.
В ноябре 2001 г.
была утверждена федеральная программа «Энергетически эффективная экономика».
Но это вряд ли компенсирует отказ от федеральной программы по климату.
Доля федерального финансирования в «Энергетически эффективной экономике» составляет менее 1%.

19 На практике, покупатели могут согласиться платить только за лицензию на приобретение AAU в будущем, когда Россия будет допущена на рынок.
Но даже и такая сделка может оказаться возможной только в форме какого-то депозита, к примеру, в виде обязательства при невозможности передать AAU передать ERU по второму варианту ПСО.
20 Предварительный анализ, подготовленный ЦПРП к слушаниям, показал, что вступление в силу Киотского протокола несет выгоду и положительные последствия для российской экономики.
.См.: “Strategic Environmental Assessment.
Ratification of the Kyoto protocol by the Russian Federation”, Resume to parliament hearings, June 18, 2001, CPPI.
21 «Российский Премьер-Министр призывает Думу ратифицировать Киотский протокол».
Интерфакс, Москва, 11 апреля 2002 г.
22 http://www.government.ru/ 11 April, 2002.
23 Эти недостатки статистики продемонстрированы в OECD/IEA (2002), подготовленном с участием российских экспертов.


[стр.,27]

27 Теоретически Россия может быть допущена к рынку эмиссий уже вскоре после предоставления сообщения с оценкой установленных количеств, но на практике процесс может затянуться.24 Представляется, что любая крупная инициатива, связанная с торговлей российскими эмиссиями, должна включать в себя техническую помощь, необходимую для ускорения данного процесса.
Однако самая важная часть работы не может быть сделана без осознания Россией своих приоритетов и без соответствующих решений.
2.4.
Необходимость учитывать интересы других важнейших участников Организация ЦЭИ связана также с потенциальными интересами других участников Киотского протокола, и на этих интересах стоит остановиться подробнее.
Конечно, эти интересы не обязательно совпадают, и будет нелегко выработать такие параметры ЦЭИ, которые отвечали бы ожиданиям всех участников.
Некоторые страны, прежде всего, озабочены возможностью выхода России на рынок квот с избыточными AAU.
Они критикуют такую торговлю как подрыв самой идеи защиты климата и предлагались ее ограничить или отменить.
ЦЭИ могли бы смягчить позицию таких критиков и одновременно предоставить странам-участникам Протокола возможность приобрести извне квоты, которые им необходимы для выполнения взятых в Киото обязательств.
В то же время ЦЭИ помогли бы повысить эффективность российской энергетики, что является необходимым условиям общего экономического развития страны, равно как и фактором, укрепляющим позиции России как экспортера энергии.
Однако есть и такие скептики, которые видят в ЦЭИ ограничения торговли эмиссиями или, по крайней мере, фактор, который эту торговлю осложнит.
Согласно этой позиции, лучше бы позволить торговать квотами без всяких увязок с инвестициями, без всяких ограничений, вот самый прямой путь к созданию рынка установленных количеств, который был бы достаточно велик, чтобы удовлетворить потребности стран, у которых есть дефицит AAU.
Потенциальные покупатели российских AAU озабочены, кроме того, экономической оправданностью торговли AAU.
Такие покупатели будут настаивать на том, чтобы торговля российскими AAU велась так, чтобы гарантировалось целевое расходование доходов, полученных от нее.
Многие из основных покупателей смотрят на торговлю AAU не совсем так, как Россия.
Далее в главах 6-8 будут подробно анализировать специфические интересы и политика ЕС, Японии и Канады.
Различия в подходах могут привести к тому, что вместо одного многостороннего соглашения будет подписано несколько двусторонних.
Но будут ли ЦЭИ результатом двусторонних соглашений или одного многостороннего, в любом случае, определенные обязательства придется принимать не только России, но и другим сторонам.
Вероятно, ЦЭИ могут оставаться односторонним предложением России.
В таком случае, российское правительство получит значительную свободу в разработке критериев проектов, например, в определении того, какие проекты будут приниматься к реализации, насколько точно следует определять сокращения эмиссий, как следует 24 О существующих проблемах с мониторингом и отчетностью, о том, что требуется от российской системы контроля, чтобы к 2007 году (последний срок) соответствовать требованиям статьи 5.1 Киотского протокола, можно прочесть в исследовании ОЭСР: OECD/IEA Case Study: Possible approaches and next steps for the development of national inventory system in the Russian Federation, 2001.

[Back]