Проверяемый текст
Кирдеев, Александр Степанович; Совершенствование конвенционально-договорного регулирования деловых отношений (Диссертация 2004)
[стр. 118]

Рассмотрим более внимательно выделенные факторы.
Факторы социализации и воспитания.
Данная группа факторов
представляется нами как наиболее значимая для формирования высокой конвенциональной культуры Шелгунова: «Если в человеке сформировался во никогда не разойдется с поведением»1.
«В воспитании чувства сопереживания, в формировании совести и
способности воспитывать самого себя, утверждал В.А.Сухомлинский, суть связи между словом и делом»2.
Что же нужно сделать для формирования у
граждан высокой конвенциональной культуры? Прежде всего, по нашему мнению, следует исключить злоупотребление словами или, точнее сказать, конвенциональные злоупотребления и повысить, соответственно, «цену», значимость слов.
К сожалению, традиции умеренного и, тем более, бережного отношения к словам не закрепились в культуре россиян.
Злоупотребление словами — одна из характерных особенностей
российской коммуникативной культуры.
Злоупотребление словами связано, по меньшей мере, с двумя ошибками: 1) с ошибкой конвенциональной «индульгенции» и 2) с ошибкой этического фетишизма.
Первая ошибка проявляется чаще всего при оценке проступков человека и возможных путей искупления им своей вины.
Оценка
оказывается эффективной в том случае, если она вызывает соответствующее внутреннее переживание человеком своих поступков.
Так, скажем, оценка совершенного человеком проступка должна вызвать у него чувство вины и стремление искупить вину.
Чувство вины —благородное чувство воспитанного человека, отмечал
В.А.Сухомлинский, не испытывает вину только дурак и нравственный невежда.
К большому сожалению, в педагогической этике почему-то избегают
этого термина, а о самой сущности явления многие воспитатели име1Шелгунов Н.В.
Письма о воспитании.Характер // Шестидесятники.
М., 1984.

2Сухомлинский В,А.
О воспитании.
М.: Политиздат, 1984.
С.67.

118
[стр. 119]

5.
Факторы организационно-управленческой ответственности.
6.
Факторы служебной ответственности за конвенциональнодоговорное поведение.
7.
Факторы моральной ответственности за конвенциональнодоговорное поведение.
Эти факторы могут действовать и действуют в реальности по различным направлениям конструктивному, деструктивному, нейтральному и.т.д.
Здесь ставится задача целенаправленного и успешного использования действия данных факторов, чеми определяются пути совершенствования конвенционально-договорного регулирования деловых отношений.
В таблице 59 п.
(см.
Приложение) приведены средние оценочные баллы сравнительной значимости факторов повышения конвенциональнодоговорной культуры россиян.
Их оценка приводилась по 5-балльной шкале: 5 имеет очень важное значение, 4 имеет достаточно важное значение, 3 имеет определенное значение, 2 не имеет важного значения, 1 не имеет никакого значения.
Все предложенные в опросе факторы оценены выше 4-х баллов.
Наибольшее значение придают все категории опрошенных фактору «воспитание ответственного отношения к обещаниям в детском и юношеском возрасте».
Он оценен в 4,5 балла.
Значимость остальных факторов примерно одинакова —в пределах 4,1-4,2 балла.
Рассмотрим более внимательно выделенные факторы.

1.Факторы социализации и воспитания.
Данная группа факторов
оцейена респондентами как наиболее важная для формирования высокой конвенционально-договорной культуры и так, очевидно, есть на самом деле.
Напомним в связи с этим слова Н.В.
Шелгунова: «Если в человеке сформировался цельный характер, то его слово никогда не разойдется с поведением»7 «В воспитании чувства сопереживания, в формировании совести и способно7 Шелгунов Н.В.
Письма о воспитании.
Характер // Шестидесятники.
М., 1984.

С.115 119

[стр.,120]

сти воспитывать самого себя, утверждал В.А.Сухомлинский, суть связи между словом и делом»8.
Что же нужно сделать для формирования у
воспитуемых высокой конвенционально-договорной,культуры? Прежде всего, по нашему мнению, следует исключить злоупотребление словами или,, точнее сказать, конвенциональные злоупотребления и повысить, соответственно, «цену», значимость* СЛОВ.
В древности считалось: стоит произнести заклинание и вслед за ним имя врага, как ниспосланная ему кара становится неминуемой.
Опасения перед подобными действиями породили обычай скрывать личные имена.
Города, как и люди, имели в прошлом два имени.
Одно из них сохранялось в тайне.
Об этом запрете, безусловно, знал римский писатель Валерий Соран, живший в 1 веке до н.э.
Но он нарушил его, открыв тайное имя города.
Поступок его был сочтен согражданами предательством, ведь тем самым он открыл судьбу города, сделал его беззащитным.
Соран был казнен.
Особенно строгий запрет налагался на произнесение имени Бога.
Отсюда и такое предписание-наставление завету торожно-бережного отношения к слову, авторы древнерусского сборника афоризмов «Пчела» включают в него следующие изречения: «Безмолвное дело лучше бесполезного слова» и «Делай сказанное и не говори о сделанном»9.
К сожалению, традиции умеренного и, тем более, бережного отношения к словам не закрепились в культуре россиян.
Злоупотребление словами одна из характерных особенностей
российского менталитета, которое проявляется, по меньшей мере, в двух формах: 1) в форме конвенциональной «индульгенции» и 2) в форме этического фетишизма.
Первая форма злоупотребления проявляется чаще всего при оценке проступков человека и возможных путей искупления им своей вины.
Оценка
*Сухомлинскнй В.А.
О воспитании.
М.: Политиздат, 1984.
С.67.

9 Памятники литературы Древней Руси.
XIII век.
М.: Наука, 1981.
С.499, 503.
120

[стр.,121]

оказывается эффективной в том случае, если она вызывает соответствующее внутреннее переживание человеком своих поступков.
Так, скажем, оценка совершенного человеком проступка должна вызвать у него чувство вины и стремление искупить вину.
Чувство вины —благородное чувство воспитанного человека, —отмечал
В.АХухомлинский, —не испытывает вину только дурак и нравственный невежда.
К большому сожалению, в педагогической этике почему-то.избегают
термина*«искупление вины», а о самой сущности явления многие воспитатели имеют смутное представление.
Без стремления к искуплению не может быть и речи о сознательном отношении человека к собственной вине.
В этой связи представляется совершенно нелепой обычная схема: провинился дай слово, что исправишься.
Обещал? Все в порядке, ступай...
В.АХухомлинский сказал по этому поводу: «нравственный разврат».
Вселять в молодого человека уверенность, что от вины можно мгновенно избавиться, стоит лишь «дать слово», подталкивая «обещай, что исправишься», —это недопустимая педагогическая безграмотность.
Потому что вину, если она есть, нужно искупить работой, деятельностью, делом.
Суть этического фетишизма заключается в том, что мы надеемся на всемогущество воспитательных средств, в определении которых есть такие хорошие слова, как «человек», «труд» и др.
Так, например, мы утверждаем, что труд облагораживает человека.
В принципе это, конечно, верно.
Но следует ли отсюда, что стоит человеку начать трудиться или стоит его заставить трудиться, как он уже автоматически начинает испытывать облагораживающее воздействие труда.
Наверное, нет.
Ведь труд труду рознь.
И тем более разные сами люди.
Одни из них трудятся с удовольствием, другие без него.
Еще академик И.П.
Павлов указывал на неспособность российского человека воспринимать действительность как таковую для него существует только слово, то есть условные рефлексы связаны не только с действиями, а со словом.10 10См.: Мясникова Л.
Российский менталитет и управление // Вопросы экономики.
-2001.
—№11С.41.
121

[Back]