В современной России, как отмечают исследователи, чрезвычайно большую роль играют слухи1. Они были и будут атрибутом любого общества, поскольку ни одно общество (кроме утопического) не согласовано до абсолютного единства и всегда обладает особыми измерениями «здравого смысла», «неофициальной культуры» и т.п. Особенно большое влияние приобретают они в переходном обществе, к которому относится, в частности, современная Россия. С увеличением информированности горожан связано повышение уровня их социальной заинтересованности. 2. Социальная заинтересованность населения. Данное понятие выражает: во-первых, заинтересованность жителей в успешном разрешении местных проблем; во-вторых, их посильное содействие процессу разрешения местных проблем. Мы полагаем, что о социальной заинтересованности (социальном интересе) можно говорить только в контексте конкретных отношений между людьми и их группами. Интерес выступает формой социализации потребности, «социальной» потребностью. Он вводит ее в контекст социальных отношений, социального взаимодействия. В интересе органично соединены два типа отношений: отношение к предмету потребности и отношение к другим людям. Органичность их соединения связана с их взаимным опосредованием: отношение к предмету потребности опосредовано отношением к другим людям, а отношение к другим людям опосредовано, в свою очередь, отношением к предмету потребности. Далее, интерес актуализирует потребность, придает ей энергетическое напряжение, усиливает ее направленность на удовлетворение. Интерес влияет также на «обретение» потребностью своего предмета, получение предметной определенности. И, наконец, в ходе этих про1Дмитриев, А.В. Неформальная коммуникация. Очерки теории и практики / А.В. Дмитриев, И.В. Макарова. М.: Изд-во СГУ. 2005. « |
или по отношению к ней возникает негативная психологическая установка; в этом источник информации начинает работать против самого себя. В современной России, как отмечают исследователи, чрезвычайно 1П9 большую роль играют слухи . Они были и будут атрибутом любого общества, поскольку ни одно общество (кроме утопического) не согласовано до абсолютного единства и всегда обладает особыми измерениями «здравого смысла», «неофициальном культуры» и т.п. Особенно большое влияние приобретают они в переходном обществе, к которому относится, в частности, современная Россия. Информационное взаимодействие в регионе создает основу для формирования и развития компаративных и состязательных (соревновательных) отношений. Компаративные отношения это отношения взаимного сравнения103. Все, как говорится, познается в сравнении: вещи, их свойства, отношения вещей. И самого себя человек познает в сравнении с другими. В свое время еще Маркс заметил, что, смотря как в зеркало в человека Павла, человек Петр начинает обнаруживать, осознавать в себе человека, человеческое104. Почти двести лет до Декарта, провозгласившего «cogito ergo sum» (мыслю, следовательно, существую), великий Данте написал: «Сравниваю, следовательно, существую». Предметом сравнения может быть все что угодно, разнообразные качества и действия. Так, при общении людей как членов местного сообщества особую значимость в качестве предмета сравнения приобретает то, что важно для его жизнедеятельности и развития: состояние окружающей среды, порядок и, в частности, правопорядок, эстетическое состояние улиц, домов, подъездов, состояние культурного, бытового и др. обслуживания. Человек начинает сравнивать свою жизнь с жизнью других именно по этим показателям. Как следствие такого сравнения, у него возникает небезразличное, задеваю102См.: Дмитриев, А.В. Неформальная коммуникация. Очерки теории и пракшки / А.В. Дмитриев, И.В. Макарова. М.: Изд-во СГУ. 2005. 103 См.: Наумова, Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н.Ф. Наумова. М.: Наука, 1988; Питка С.Н. Компаративный механизм социальной регуляции: Автореф. дис. канд. социол. наук / С.Н. Питка. Белгород, 2002. 104См.: Маркс К.Капитал. Т.1 // Маркс К и Энгельс Ф. Соч., т.23. С. 62 58 |