поводу своей привлекательности, симпатичности для других людей (см. рис. 23). Рисунок 23. Динамика изменений отношения к своему душевному Я Формирующий эксперимент показал рост ситуативно-позитивных отношений (87%) за счет снижения ситуативно-негативных(37%). Появились, хоть и редко, устойчиво-позитивные отношения (3%): полное принятие себя, высокая степень комфортности в отношениях с другими людьми. И заметно снижается устойчиво-негативное отношение (с 5% до 1%), полное неприятие себя и высокая степень дискомфорта. Снижается на 2% нейтральное отношение. Это говорит о том, что за время обучения и эксперимента были созданы необходимые условия для формирования ценностного отношения к своему душевному «Я». Отношение студента к своему духовному Я Среднее значение (8,69 и 9,32 соответственно до и после проведения эксперимента) демонстрирует ситуативно-позитивное отношение. Не встречается устойчиво-негативное отношение. Чаще всего наблюдается ситуативно-позитивное отношение (72% до и 80% после): ощущение возможности свободно распоряжаться собственной жизнью при наличии благоприятных обстоятельств; осторожное поведение в ситуации выбора; признание значимости категорий совести и смысла жизни, но опора на другие, более прагматичные регуляторы. Реже встречается устойчиво-позитивное отношение, которое остается без изменения (18%): ощущение себя полным распорядителем свой жизни, ощущение полной личной свободы, готовность противостоять внешнему давлению, способность к самостоятельному и ответственному выбору; подростку важно найти смысл собственной жизни, быть в ладу с собственной совестью (см. рис. 24). 154 |
138 Отношение учащихся к своему душевному Я. Среднее значение во время констати рующего эксперимента (-1,84 балла) демонстрирует ситу ативно-негативное отношение опрошенных к своему душевному «Я», трехлетний эксперимент по реализации программы воспитания на основе аксиолого-отношенческого и личностно-деятельного подходов к проблеме воспитания позволил повысить средний балл (1,36) с тенденцией к ситуативно-позитивным отношениям. Наблюдается значительный разброс результатов. Примерно поровну в констатирующем эксперименте представлено ситуативно-позитивное (44%) и ситуативно-негативное (47%) отношения. Это означает принятие собственных душевных (психических) качеств такими, какие они есть, лишь частично; в разной степени выраженное желание измениться, стать другим; переживание некоторой неуверенности в себе и сомнений по поводу своей привлекательности, симпатичности для других людей. 60 50 40 30 20 10 0 ■ ::: W у-А ■.• • .•i : ' . : ' 'Ж Щ I I т ш щ ш ш ш ш ш Ш : щ ; -.у Ж 1 2 3 4 5 ЩКонстатируюцуй ШФормирующм Рис. 16. Динамика изменений отношения к своему душевному Я. Формирующий эксперимент показал рост ситуативно-позитивных отношений (87%) за счет снижения ситуативно-негативных(37%). Появились, хоть и редко, устойчиво-позитивные отношения (3%): полное принятие себя, высокая степень комфортности в отношениях с другими людьми. И заметно снижа 1 3 9 ется устойчиво-негативное отношение (с 5% до 1%), полное неприятие себя и высокая степень дискомфорта. Снижается па 2% нейтральное отношение. Это говорит о том, что за время обучения и эксперимента были созданы необходимые условия для формирования ценностного отношения к своему душевному «Я». Отношение учащегося к своему духовному Я. Среднее значение (8,69 и 9,32 соответственно до и после проведения эксперимента) демонстрирует ситуативно-позитивное отношение. Не встречается устойчиво-негативное отношение. Чаще всего наблюдается ситуативно-позитивное отношение (72% до и 80% после): ощущение возможности свободно распоряжаться собственной жизнью при наличии благоприятных обстоятельств; осторожное поведение в ситуации выбора; признание значимости категорий совести и смысла жизни, но опора на другие, более прагматичные регуляторы. Реже встречается устойчиво-позитивное отношение, которое остается без изменения (18%): ощущение себя полным распорядителем свой жизни, ощущение полной личной свободы, готовность противостоять внешнему давлению, способность к самостоятельному и ответственному выбору; подростку важно найти смысл собственной жизни, быть в ладу с собственной совестью. 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 1 2 3 4 5 ЩКонстатирующей ШФормирующей Рис. 17. Динамика изменений отношения к своему духовному Я. |