Пели содержание жизни современного человека, современной культуры составляют проживаемые им отношения к развертывающейся вокруг него жизни и в ходе проживания этих отношений рождается внутренний автономный мир личности, то объективной необходимостью для педагога становится наполнение воспитательного процесса проживаемыми ребенком отношениями к реальной действительности и с реальной действительностью, чтобы свершалось восхождение его к уровню современной культуры, так чтобы он здесь и теперь жил в коллективе данной культуры. Устойчивые отношения к себе, к окружающему миру, к культуре, к действительности в целом, постоянно проявляя себя, выступают качественными характеристиками личности, о чем упоминалось при раскрытии понятия личностная композиция социально-ценностных отношений. При этом уместно упомянуть об «эффекте» детского калейдоскопа. «Чем больше количественно, разнообразнее качественно появляются мозаичные фигурки в калейдоскопе (в нашем случае отношений), тем красочнее и геометрически интереснее складывается рисунок при его повороте (в нашем случае личностная композиция социально-ценностных отношений в различных жизнсотношенческих ситуациях)» [103]. Именно отношение как центральная категория воспитания придает воспитательному процессу наивысочайшую сложность и тонкость. Отношение не имеет прямой разовой и однолинейной формы своего выражения, оно либо проявляет себя в речах, либо в эмоциональных реакциях, либо в действиях, поступках. Общеизвестно, что между данными формами часто существует расхождение, причем значительное, и тогда мы говорим о лицемерии, о слабохарактерноети, о неустойчивости, а если это касается учащихся, то отмечаем несформированносгь отношений, т.е. дисгармоничность субстанции отношений, которая сказывается на качестве личностной композиции социально-ценностных отношений. Дисгармоничность отношений основа развития, преодоления противоречия между рациональной стороной отношения (мыслю, говорю, 49 |
т 28 мым ребенком знаниям, умениям, навыкам и способам их получения [101, С.28]. Если содержание жизни современного человека, современной культуры составляют проживаемые им отношения к развертывающейся вокруг него жизни и в ходе проживания этих отношений рождается внутренний автономный мир личности, то объективной необходимостью для педагога становится наполнение воспитательного процесса проживаемыми ребенком отношениями к реальной действительности и с реальной действительностью, чтобы свершалось восхождение его к уровню современной культуры, так, чтобы он здесь и теперь жил в коллективе данной культуры. Устойчивые отношения к себе, к окружающему миру, к культуре, к действительности в целом, постоянно проявляя себя, выступают качественными характеристиками личности, о чем упоминалось при раскрытии понятия личностная композиция социально-ценностных отношений. При этом уместно упомянуть об “эффекте” детского калейдоскопа. Чем больше количественно, разнообразнее качественно появляются мозаичные фигурки в калейдоскопе (в нашем случае отношений), тем красочнее и геометрически интереснее складывается рисунок при его повороте (в нашем случае личностная композиция социально-ценностных отношений в различных жизнеотношеических ситуациях) (В.Ш.Масленникова). Именно отношение как центральная категория воспитания придает воспитательному процессу наивысочайшую сложность и тонкость. Отношение не имеет прямой разовой и однолинейной формы своего выражения, оно либо проявляет себя в речах, либо в эмоциональных реакциях, либо в действиях, поступках. Общеизвестно, что между данными формами часто существует расхождение, причем значительное, и тогда мы говорим о лицемерии, о слабохарактерности, о неустойчивости, а если это касается учащихся, то отмечаем несформированность отношений, т.е. дисгармоничность субстанции отношений, которая сказывается на качестве личностной композиции социально-ценностных отношений. Дисгармоничность отношений основа развития, преодоления противоречия между рациональной стороной отношения (мыслю, говорю, оцениваю, выдвигаю суждение, осмысливаю значение) и эмоциональной (нравится, не нравится, люблю, ненавижу), между внутренней и внешней, проявляющей себя в действиях, это механизм социально-духовного развития человека, приобщающегося к системе окружающих его отношений. Профессиональное мастерство педагога зависит от его умения воспринимать отношения, видеть тенденции его развития, интерпретировать проявление отношения с точки зрения современной культуры, уметь самому ярко выражать свое личностное отношение, корректировать формы его проявления. Педагог гармонирует формирующиеся отношения, содействуя единству их содержания и формы. Однако содержание воспитания оказалось бы безбрежным, если бы педагог избрал своим вниманием всю беспредельность отношений человека. Поэтому мы предлагаем ограничение: очертить лишь ту совокупность отношений, которая исчерпывает значимые для человеческой жизни отношения ценностные отношения, способствующие формированию личностной композиции социально ценностных отношений. Ценностные отношения это отношения человека не только к наивысшим терминальным (высокого уровня абстракции) ценностям, таким как “человек”, “жизнь”, “общество”, “труд”, но и к совокупности общепринятых, инструментальных, выработанных культурой ценностей, таких как “совесть”, “свобода”, “справедливость”, “равенство”, когда само отношение выступает в качестве ценности. Поэтому мы называем ценностными отношениями и отношениями к ценностям и отношения, которые цениостны для жизни [ЮЗ]. Масленникова В.Ш. выделяет в своей концепции воспитания пять основных блоков: |