оцениваю, выдвигаю суждение, осмысливаю значение) и эмоциональной (нравится, не нравится, люблю, ненавижу), между внутренней и внешней, проявляющей себя в действиях, это механизм социально-духовного развития человека, приобщающегося к системе окружающих его отношений. Профессиональное мастерство педагога зависит от его умения воспринимать отношения, видеть тенденции его развития, интерпретировать проявление отношения с точки зрения современной культуры, уметь самому ярко выражать свое личностное отношение, корректировать формы его проявления. Педагог гармонирует формирующиеся отношения, содействуя единству их содержания и формы. Однако содержание воспитания оказалось бы безбрежным, если бы педагог избрал своим вниманием всю беспредельность отношений человека. Поэтому мы предлагаем ограничение: очертить лишь ту совокупность отношений, которая исчерпывает значимые для человеческой жизни отношения ценностные отношения, способствующие формированию личностной композиции социально ценностных отношений. Ценностные отношения это отношения человека не только к наивысшим терминальным (высокого уровня абстракции) ценностям, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд», но и к совокупности общепринятых, инструментальных, выработанных культурой ценностей, таких как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство», когда само отношение выступает в качестве ценности. Поэтому мы называем ценностными отношениями и отношениями к ценностям и отношения, которые ценпостны для жизни [103]. Масленникова В.Ш. выделяет в своей концепции воспитания пять основных блоков [103]: 1) ценностное отношение к человеку («принять человека, как ценность»); 2) ценностное отношение к жизни как таковой и жизни как продукту человеческого творчества; 3 ) ценностное отношение к обществу; 4) ценностное отношение к Родине; 50 |
личностной композиции социально-ценностных отношений. Дисгармоничность отношений основа развития, преодоления противоречия между рациональной стороной отношения (мыслю, говорю, оцениваю, выдвигаю суждение, осмысливаю значение) и эмоциональной (нравится, не нравится, люблю, ненавижу), между внутренней и внешней, проявляющей себя в действиях, это механизм социально-духовного развития человека, приобщающегося к системе окружающих его отношений. Профессиональное мастерство педагога зависит от его умения воспринимать отношения, видеть тенденции его развития, интерпретировать проявление отношения с точки зрения современной культуры, уметь самому ярко выражать свое личностное отношение, корректировать формы его проявления. Педагог гармонирует формирующиеся отношения, содействуя единству их содержания и формы. Однако содержание воспитания оказалось бы безбрежным, если бы педагог избрал своим вниманием всю беспредельность отношений человека. Поэтому мы предлагаем ограничение: очертить лишь ту совокупность отношений, которая исчерпывает значимые для человеческой жизни отношения ценностные отношения, способствующие формированию личностной композиции социально ценностных отношений. Ценностные отношения это отношения человека не только к наивысшим терминальным (высокого уровня абстракции) ценностям, таким как “человек”, “жизнь”, “общество”, “труд”, но и к совокупности общепринятых, инструментальных, выработанных культурой ценностей, таких как “совесть”, “свобода”, “справедливость”, “равенство”, когда само отношение выступает в качестве ценности. Поэтому мы называем ценностными отношениями и отношениями к ценностям и отношения, которые цениостны для жизни [ЮЗ]. Масленникова В.Ш. выделяет в своей концепции воспитания пять основных блоков: 1) ценностное отношение к человеку («принять человека, как ценность»); 2) ценностное отношение к жизни как таковой и жизни как продукту человеческого творчества; 3) ценностное отношение к обществу; 4) ценностное отношение к Родине; 5) ценностное отношение к труду («фиксирует в себе всю совокупность названных отношений к человеку, к жизни, к обществу, к Родине»). Она подробно излагает содержание этих блоков (далее в концепции КТЛП), где говорит о том, что столь же оправданным является и традиционное деление содержания, воспитания на “нравственное”, “правовое”, “эстетическое”, “политическое”, “экологическое”, “половое” и т.д. Коль скоро внешнее проявление ценностного отношения требует научения, действенного овладения, рационального осмысления, то естественно рождается программное обучение учащихся необходимым навыкам, умениям, программное оснащение их соответствующими знаниями [105]. Очертить содержание воспитательного процесса с позиции ценностных отношений означает очертить круг наивысших ценностей жизни и характер отношений современного человека к данным ценностям. Формирование названной системы ценностей имеет свои внешние показатели те личностные качества, которыми выявляет себя личность для других. Так как сфера сформированности ценностных отношений различна в силу комплекса самых разнообразных факторов и бесконечного ряда индивидуальных отношений, то и качеств оказывается чрезвычайно много. Бесконечное множество отношений и взаимодействий, в которые вступает студент, не усваивается им пассивно и механически. Одни из них оказывают на него влияние, формируют мотивы поведения, стимулируют деятельность; другие оказываются нейтральными; третьи встречаются настороженно, враждебно, вызывают сопротивление, стремление к их иреодоле 85 Содержание образования в техникуме рассматривается как совокупность отношений, которая включает значимые для человеческой жизни и его здоровья отношения, ценностные отношения, способствующие формированию лишюстной композиции социально-ценностных отношений. Ценностные отношения это отношения человека не только к наивысшим терминальным (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как «Человек», «Жизнь», «Общество», «Труд», «Коллектив», но и к совокупности общепринятых инструментальных, выработанных культурой, ценностей, таких, как «Совесть», «Свобода», «Справедливость», «Равенство», когда само отношение выступает в качестве ценности. Поэтому мы называем ценностными отношениями и отношение к ценностям и «Отношения», которые ценностны для жизни. Очерчивая содержание воспитательного процесса с позиции ценностных отношений, мы, таким образом, очерчиваем круг наивысших ценностей жизни и характер отношений современного человека к данным ценностям. Иерархическая пирамида «наивысших ценностей» венчается «Человеком» «Я», «Я Человек», Он цель и мера всех вещей. Формирование у студентов ценностного отношения к человеку, а значит, к самому себе, к своему «Я», «Я -личность» вот главный смысл этой программы воспитания. Принять человека как ценность означает: во-первых, обнаружить его присутствие в окружающем мире его «Я»; во-вторых, учитывая его присутствие, уважать автономию, самочувствие, интересы «личность», природосообразность; в-третьих, помогать человеку по мере своих сил другим «Я»; в-четвертых, понимать человека во всех его проявлениях, объясняя и оправдывая то, что кажется странным индивидуальность; в-пятых, содействовать благу человека в его жизни на земле, а значит формировать здоровый образ жизни. |