Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 54]

Для законодательства Петра была характерна более четкая регуляция прав и обязанностей каждого сословия и соответственно этому более жесткая система запретов.
Огромное значение имела в этом процессе податная реформа.
Введение подушной подати, которой предшествовала перепись душ мужского пола, означало установление порядка жесткого прикрепления каждого плательщика к тяглу в том месте, где его записали в оклад.
Уже само это по себе затруднило выход из платежной общины для перемены статуса.
Чтобы не
парализовать хозяйственную жизнь городов, правительство указом от 13 апреля 1722 г.
разрешило помещичьим крестьянам с уплатой огромного налога записываться в посад, не прерывая отношений зависимости с помещиком.
Закон, разрешая крестьянам торговать, гарантировал помещику власть над крепостными.
Тем самым он как бы удлинял цепь, на которую был посажен так называемый торгующий крестьянин.
Подобное же было сделано с крестьянамиотходниками, работавшими на мануфактурах.
Для петровского времени характерно проведение крупных полицейских акций долговременного характера.
Наиболее серьезной из них следует признать размещение в 1724— 1725 гг.
армейских полков на вечные квартиры в местах, уездах, губерниях, где для них собиралась подушная подать, и связанные с этим полицейские функции армейских командиров.
Другой полицейской акцией, осуществленной при Петре, было введение паспортной системы.
Без установленного законом паспорта ни один крестьянин или горожанин не имел права покинуть место жительства.
Нарушение паспортного режима автоматически означало превращение человека в преступника, подлежащего аресту и отправке на прежнее место жительства.
Петр I осуществил и церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью.
Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра
I ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую» систему церковной власти.
Объявив себя фактически главой церкви, Петр
уничтожил ее автономию.
Более того, он широко использовал институты церкви для проведения своей
[стр. 14]

126 дение за порядком в городе — вот и все основные права, предоставленные магистратам.
Социально-политические преобразования коснулись крепостных крестьян.
Петровская эпоха привела к слиянию в единое сословие крепостных крестьян и холопов.
Как известно, холопство — институт, близкий по своим чертам к домашнему рабству, имевший тысячелетнюю историю и развитое право.
Общая тенденция развития крепостного права шла в направлении распространения на крепостных крестьян многих норм холопьего права, что и являлось общей платформой для их последующего слияния.
Этот процесс слияния усилился после Уложения 1649 г., юридически оформившего крепостничество.
Но все же к петровскому времени холопы отличались от крепостных тем, что, работая на господина на барской запашке и в его хозяйстве, не были обложены государственными налогами, а кроме того значительная часть их — кабальные холопы — имели, согласно традиции, право выхода на свободу по смерти своего господина.
При Петре процесс сближения холопов и крестьян был резко усилен.
Вначале были сужены возможности выхода холопов на свободу, они должны были согласно указам служить в армии.
Окончательный удар холопству был нанесен переписью душ в 1719— 1724 гг., причем холопы были вначале переписаны, а затем согласно указу 1723 г.
были навсегда внесены в подушной оклад.
Утратив признак бестяглости, холопы стали разновидностью крепостных крестьян и потеряли право на получение свободы.
То, что происходило в социально-политическом строе России петровского времени, свидетельствует об унификации сословной структуры общества, сознательно направленной рукой реформатора, ставившего цель создания так называемого «регулярного государства», которое можно охарактеризовать как самодержавное, военнобюрократическое.
Для законодательства Петра была характерна более четкая регуляция прав и обязанностей каждого сословия и соответственно этому более жесткая система запретов.
Огромное значение имела в этом процессе податная реформа.
Введение подушной подати, которой предшествовала перепись душ мужского пола, означало установление порядка жесткого прикрепления каждого плательщика к тяглу в том месте, где его записали в оклад.
Уже само это по себе затруднило выход из платежной общины для перемены статуса.
Чтобы не


[стр.,15]

127 парализовать хозяйственную жизнь городов, правительство указом от 13 апреля 1722 г.
разрешило помещичьим крестьянам с уплатой огромного налога записываться в посад, не прерывая отношений зависимости с помещиком.
Закон, разрешая крестьянам торговать, гарантировал помещику власть над крепостными.
Тем самым он как бы удлинял цепь, на которую был посажен так называемый торгующий крестьянин.
Подобное же было сделано с крестьянами-отходниками, работавшими на мануфактурах.
Для петровского времени характерно проведение крупных полицейских акций долговременного характера.
Наиболее серьезной из них следует признать размещение в 1724—1725 гг.
армейских полков на вечные квартиры в местах, уездах, губерниях, где для них собиралась подушная подать, и связанные с этим полицейские функции армейских командиров.
Другой полицейской акцией, осуществленной при Петре, было введение паспортной системы.
Без установленного законом паспорта ни один крестьянин или горожанин не имел права покинуть место жительства.
Нарушение паспортного режима автоматически означало превращение человека в преступника, подлежащего аресту и отправке на прежнее место жительства.
Петр I осуществил и церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью.
Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра I ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую» систему церковной власти.
Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию.
Более того, он широко использовал институты церкви для проведения своей
политики.
Подданные под страхом крупных штрафов были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах.
Священник также согласно закону был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшем известным на исповеди.
Осуществленные Петром I реформы имели большое значение для исторических и политических судеб России.
Созданные им институты власти просуществовали сотни лет.
К примеру, Сенат просуществовал с 1711 г.
по декабрь 1917 г., т.
е.
206 лет, синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 г.
по 1918 г., т.
е.
не многим менее 200 лет; система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т.
е.
163 года спустя после ее введения в 1724 г.
Такая же судьба была уготована и многим другим реформам Петра Великого.
В истории»

[стр.,21]

133 будет испражняться, того бить кошками и велеть вычистить»).
(Там же, стр.
11.) Мысль о насилии как универсальном и наиболее действенном способе управления не была нова.
Но Петр, пожалуй, первым с такой последовательностью использовал принуждение, «педагогику дубинки».
Современник вспоминает, как Петр сказал однажды своим приближенным: «Говорят чужестранцы, что я повелеваю рабами, как невольниками.
Я повелеваю подданными, повинующимися моим указам.
Сии указы содержат в себе добро, а не вред государству.
Английская вольность здесь не у места, как к стене горох.
Надлежит знать народ, как оным управлять...
Недоброхоты и злодеи и отечеству не могут быть довольны, узда им — закон.
Тот свободен, кто не творит зла и послушен добру».
(Там же, стр.
14).
Этот гимн режиму единовластия подкрепляется и симпатиями Петра к Ивану Грозному, и многочисленными высказываниями царя, говорящими, что путь насилия — единственный, который в условиях России принесет успех.
Здесь нет преувеличения или иронии.
Петр провел, как известно, церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления церковью.
Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра
ликвидировать немыслимую при системе самодержавия «княжескую» (удельную) систему церковной власти.
Объявив себя фактическим главой церкви Петр
использовал институт церкви для проведения полицейской политики.
Поданные, под страхом крупных штрафов были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах.
Священник же, как отмечалось выше, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, что услышал на исповеди.
Столь грубое вторжение государства в дела церкви и веры самым пагубным образом отразилось на духовном развитии общества и на истории самой церкви.
Превращение церкви в бюрократическую контору, охраняющую интересы самодержавия, обслуживающую его запросы, означало господство этатизма, уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства.
Церковь с ее тысячелетними традициями защиты униженных и поверженных государством стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего на ее гибель под обломками самодержавия, а позже — на разрушение ее храмов.

[Back]