Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 55]

политики.
Подданные под страхом крупных штрафов были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах.
Священник
также согласно закону был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшем известным на исповеди.
Осуществленные Петром I реформы имели большое значение для исторических и политических судеб России.
Созданные им институты власти просуществовали сотни лет.

Например, Сенат просуществовал с 1711 г.
по декабрь 1917 г., т.
е.
206 лет, синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 г.
по 1918 г., т.
е.
не многим менее 200 лет; система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т.
е.
163 года спустя после ее введения в 1724 г.
Такая же судьба была уготована и многим другим реформам Петра Великого.
В истории
России немного таких или других институтов государственной власти, созданных когда-либо до Петра 1 или после него, которые просуществовали бы так долго, оказав столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни.
Следует остановиться на крепостнической политике Петра I, о тех указах, которые им были приняты в этой части.
Была ли в тех условиях какая-либо альтернатива этой политике? Ею стала бы только отмена в России крепостного права.

Отвечая на вопрос, мог ли Петр 1 отменить крепостное право, Е.В.
Анисимов дает, следующий представляющийся правильным ответ, а именно: для Петра не существовало никакой альтернативы.
Нельзя забывать, что крепостное право в России, в отличие от Западной Европы, играло особую, всеобъемлющую роль.
Разрушение правовых структур нижнего этажа подорвало бы основу самодержавной власти.
Петр 1все это
осозновап, поэтому всеми доступными ему средствами укреплял этот строй.
Итоги преобразования Петра
были значительными как в области внутренней, так и внешней политики.
Все эти изменения происходили в условиях вступления феодальнокрепостнических отношений в стадию разложения и зарождения в их недрах новых буржуазных отношений.
В России возникает мануфактурная промышленность, в которой особое значение приобретает металлургия.
[стр. 15]

127 парализовать хозяйственную жизнь городов, правительство указом от 13 апреля 1722 г.
разрешило помещичьим крестьянам с уплатой огромного налога записываться в посад, не прерывая отношений зависимости с помещиком.
Закон, разрешая крестьянам торговать, гарантировал помещику власть над крепостными.
Тем самым он как бы удлинял цепь, на которую был посажен так называемый торгующий крестьянин.
Подобное же было сделано с крестьянами-отходниками, работавшими на мануфактурах.
Для петровского времени характерно проведение крупных полицейских акций долговременного характера.
Наиболее серьезной из них следует признать размещение в 1724—1725 гг.
армейских полков на вечные квартиры в местах, уездах, губерниях, где для них собиралась подушная подать, и связанные с этим полицейские функции армейских командиров.
Другой полицейской акцией, осуществленной при Петре, было введение паспортной системы.
Без установленного законом паспорта ни один крестьянин или горожанин не имел права покинуть место жительства.
Нарушение паспортного режима автоматически означало превращение человека в преступника, подлежащего аресту и отправке на прежнее место жительства.
Петр I осуществил и церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью.
Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра I ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую» систему церковной власти.
Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию.
Более того, он широко использовал институты церкви для проведения своей политики.
Подданные под страхом крупных штрафов были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах.
Священник также согласно закону был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшем известным на исповеди.
Осуществленные Петром I реформы имели большое значение для исторических и политических судеб России.
Созданные им институты власти просуществовали сотни лет.

К примеру, Сенат просуществовал с 1711 г.
по декабрь 1917 г., т.
е.
206 лет, синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 г.
по 1918 г., т.
е.
не многим менее 200 лет; система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т.
е.
163 года спустя после ее введения в 1724 г.
Такая же судьба была уготована и многим другим реформам Петра Великого.
В истории»


[стр.,16]

128 России немного таких или других институтов государственной власти, созданных когда-либо до Петра 1 или после него, которые просуществовали бы так долго, оказав столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни.
Несколько слов о крепостнической политике Петра I, о тех указах, которые им были приняты в этой части.
Была ли в тех условиях какая-либо альтернатива этой политике? Ею стала бы только отмена в России крепостного права.

Мог ли Петр I отменить крепостное право? Отвечая на этот вопрос, профессор Е.В.
Анисимов дает, на наш взгляд, правильный ответ, а именно: для Петра не существовало никакой альтернативы.
Нельзя забывать, что крепостное право в России, в отличие от Западной Европы, играло особую, всеобъемлющую роль.
Разрушение правовых структур нижнего этажа подорвало бы основу самодержавной власти.
Петр 1 все это
хорошо понимал, поэтому всеми доступными ему средствами укреплял этот строй.
Итоги преобразования Петра
1 были значительными как в области внутренней, так и внешней политики.
Все эти изменения происходили в условиях вступления феодально-крепостнических отношений в стадию разложения и зарождения в их недрах новых буржуазных отношений.
В России возникает мануфактурная промышленность, в которой особое значение приобретает металлургия.

Преобразования Петра I, направленные на ликвидацию технико-экономической и культурной отсталости страны, на ускорение ее развития, имели большое прогрессивное значение.
Их осуществление во многом было связанно с личностью самого Петра I, который являлся крупным государственным деятелем, действовал с исключительной целенаправленностью, смелостью, ломая рутинные порядки и учреждения, преодолевая бесчисленные трудности.
Выдающийся политик, обладавший широкими знаниями, военный деятель и дипломат Петр 1 сумел в тех сложных условиях быстро оценивать обстановку, выделять главное, делать правильные выводы из ошибок и неудач, решать другие вопросы.
В то же время изменения и реформы осуществлялись на крепостнической основе, сопровождались распространением крепостнических отношений на новые территории и новые категории населения, на новые сферы экономической жизни.
Говоря о характере и значении для судеб России реформ и преобразований Петра I, следует отметить (хотя в чем-то мы вынуждены и повторяться) следующее: в основе всех реформ Петра лежала идея о руководящей роли государства в жизни

[стр.,21]

133 будет испражняться, того бить кошками и велеть вычистить»).
(Там же, стр.
11.) Мысль о насилии как универсальном и наиболее действенном способе управления не была нова.
Но Петр, пожалуй, первым с такой последовательностью использовал принуждение, «педагогику дубинки».
Современник вспоминает, как Петр сказал однажды своим приближенным: «Говорят чужестранцы, что я повелеваю рабами, как невольниками.
Я повелеваю подданными, повинующимися моим указам.
Сии указы содержат в себе добро, а не вред государству.
Английская вольность здесь не у места, как к стене горох.
Надлежит знать народ, как оным управлять...
Недоброхоты и злодеи и отечеству не могут быть довольны, узда им — закон.
Тот свободен, кто не творит зла и послушен добру».
(Там же, стр.
14).
Этот гимн режиму единовластия подкрепляется и симпатиями Петра к Ивану Грозному, и многочисленными высказываниями царя, говорящими, что путь насилия — единственный, который в условиях России принесет успех.
Здесь нет преувеличения или иронии.
Петр провел, как известно, церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления церковью.
Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при системе самодержавия «княжескую» (удельную) систему церковной власти.
Объявив себя фактическим главой церкви Петр использовал институт церкви для проведения полицейской политики.
Поданные, под страхом крупных штрафов были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах.
Священник
же, как отмечалось выше, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, что услышал на исповеди.
Столь грубое вторжение государства в дела церкви и веры самым пагубным образом отразилось на духовном развитии общества и на истории самой церкви.
Превращение церкви в бюрократическую контору, охраняющую интересы самодержавия, обслуживающую его запросы, означало господство этатизма, уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства.
Церковь с ее тысячелетними традициями защиты униженных и поверженных государством стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего на ее гибель под обломками самодержавия, а позже — на разрушение ее храмов.

[Back]