Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 61]

Петр провел церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления церковью.
Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при системе самодержавия «княжескую» (удельную) систему церковной власти.
Объявив себя фактическим главой церкви, Петр использовал институт церкви для проведения полицейской политики.
Поданные под страхом крупных штрафов были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах.
Священник
был обязан доносить властям обо всем противозаконном, что услышал на исповеди.
Столь грубое вторжение государства в дела церкви и веры самым пагубным образом отразилось на духовном развитии общества и на истории самой церкви.
Превращение церкви в бюрократическую контору, охраняющую интересы самодержавия, обслуживающую его запросы, означало господство этатизма, уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства.

В области внешних отношений Петр отказался от прежних обязательств, данных союзникам, ограничиться старыми русскими территориями, отторгнутыми шведами после Смуты начала XVII в., — Ингрией и Карелией.
Эстляндия и Лифляндия уже в 1710 г.
были включены в состав России.

Ништадский мир 1721 г.
юридически оформил не только победу России в Северной войне, приобретения России в Прибалтике, но и рождение новой империи: очевидна связь между празднованием
Пиштадтского мира и принятием Петром императорского титула.
Возросшую военную мощь царское правительство использовало для усиления влияния на Балтике.
Петром двигали не только политические мотивы, стремление добиться влияния в Балтийском регионе, но и экономические интересы.

В целом за время петровского царствования произошла серьезная метаморфоза внешней политики России: от решения насущных задач национальной политики она перешла к постановке и решению типично имперских проблем.
Петровские реформы привели к образованию военно
[стр. 21]

133 будет испражняться, того бить кошками и велеть вычистить»).
(Там же, стр.
11.) Мысль о насилии как универсальном и наиболее действенном способе управления не была нова.
Но Петр, пожалуй, первым с такой последовательностью использовал принуждение, «педагогику дубинки».
Современник вспоминает, как Петр сказал однажды своим приближенным: «Говорят чужестранцы, что я повелеваю рабами, как невольниками.
Я повелеваю подданными, повинующимися моим указам.
Сии указы содержат в себе добро, а не вред государству.
Английская вольность здесь не у места, как к стене горох.
Надлежит знать народ, как оным управлять...
Недоброхоты и злодеи и отечеству не могут быть довольны, узда им — закон.
Тот свободен, кто не творит зла и послушен добру».
(Там же, стр.
14).
Этот гимн режиму единовластия подкрепляется и симпатиями Петра к Ивану Грозному, и многочисленными высказываниями царя, говорящими, что путь насилия — единственный, который в условиях России принесет успех.
Здесь нет преувеличения или иронии.
Петр провел, как известно, церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления церковью.
Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при системе самодержавия «княжескую» (удельную) систему церковной власти.
Объявив себя фактическим главой церкви Петр использовал институт церкви для проведения полицейской политики.
Поданные, под страхом крупных штрафов были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах.
Священник
же, как отмечалось выше, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, что услышал на исповеди.
Столь грубое вторжение государства в дела церкви и веры самым пагубным образом отразилось на духовном развитии общества и на истории самой церкви.
Превращение церкви в бюрократическую контору, охраняющую интересы самодержавия, обслуживающую его запросы, означало господство этатизма, уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства.

Церковь с ее тысячелетними традициями защиты униженных и поверженных государством стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего на ее гибель под обломками самодержавия, а позже — на разрушение ее храмов.


[стр.,22]

134 Серьезные изменения произошли при Петре и в области внешних отношений.
Полтавская победа позволила Петру перехватить инициативу, которую он развил, укрепив свое положение в Инфии, Карелии, заняв Лифляндию и Эстландию, а затем вступив в Германию, где при содействии Дании, Саксонии, отчасти Пруссии и Ганновера было начато наступление на шведские владения в Померании.
В течение неполных шести лет союзники вытеснили шведов из всех их заморских владений.
В 1716 г.
с их империей было навсегда покончено.
Но в ходе раздела шведских владений отчетливо проявились изменившиеся под влиянием блистательных побед на суше и на море претензии России.
Во-первых, Петр отказался от прежних обязательств, данных союзникам, ограничиться старыми русскими территориями, отторгнутыми шведами после Смуты начала XVII в., — Ингрией и Карелией.
Занятые силой русского оружия Эстляндия и Лифляндия уже в 1710 г.
были включены в состав России.

Резко усилившиеся армия и флот стали гарантией этих завоеваний.
Во-вторых, начиная с 1712 г., Петр стал вмешиваться в германские дела.
Поначалу это было связано с борьбой против шведов в Померании, Голштинии и Мекленбурге, а затем, после изгнания их из Германии, Петр стал поддерживать (в том числе вооруженной рукой) претендовавшего на абсолютистскую власть мекленбургского герцога Карла-Леопольда, вступил в переговоры с Голштинией — соседним и враждебным Дании государством.
Ништадский мир 1721 г.
юридически оформил не только победу России в Северной войне, приобретения России в Прибалтике, но и рождение новой империи: очевидна связь между празднованием
Ништадтского мира и принятием Петром императорского титула.
Возросшую военную мощь царское правительство использовало для усиления влияния на Балтике.
Петром двигали не только политические мотивы, стремление добиться влияния в Балтийском регионе, но и экономические интересы.

Меркантилистские концепции, которые он разделял, требовали активизации торгового баланса, можно говорить о доминанте торговых задач, задач в общей системе внешней политики России после Ништадтского мира.
Своеобразное сочетание военно-политических и торговых интересов Российской империи вызвало русско-персидскую войну 1722—1723 гг., дополненную попытками проникнуть в Среднюю Азию.
Знание конъюнктуры международной торговли побуждало Петра захватить

[стр.,23]

135 транзитные пути торговли редкостями Индии и Китая.
Завоевание южного побережья Каспия мыслилось отнюдь не как временная мера, а как присоединение к России значительной территории Персии (1723 г.), где предполагалось построить крепости.
В целом за время петровского царствования произошла серьезная метаморфоза внешней политики России: от решения насущных задач национальной политики она перешла к постановке и решению типично имперских проблем.
Петровские реформы привели к образованию военнобюрократического
государства с сильной централизованной самодержавной властью, опиравшейся на крепостническую экономику, сильную армию.
Говоря о значении реформ Петра I, приведем в заключение небольшую выдержку из книги «Наше отечество.
Опыт политической истории» (М., 1991, стр.
91): Они означали начало процесса модернизации и европеизации в мировом масштабе.
При сохранении известной преемственности новая система учреждений, созданных в России в первой четверти XVIII в., означала в то же время радикальный разрыв с предшествующей практикой управления.
Качественно новыми чертами петровской и всей имперской административной системы по сравнению с приказной системой Московского государства стали — унификация, централизация и дифференциация функции аппарата управления, а также известная ее милитаризация, свойственная вообще абсолютским режимам.
Административные реформы Петра воплощали в себе развитие, модернизацию и европеизацию, выступали первыми в ряду подобных преобразований нового времени, обнаруживая ряд устойчивых признаков, которые затем прослеживаются в реформах России и других стран вплоть до настоящего времени.
2.
Послепетровский период.
Основные этапы политической истории России в XVIII в.
Реформы Петра I оказали серьезное влияние на политическое и социально-экономическое развитие страны.
В XVIII в.
в России наблюдается (хотя и в начальной стадии) процесс разложения крепостнических и формирования капиталистических отношений.
В середине века начинается все возрастающая критика крепостничества и всех его порождений.
Однако между этими процессами в России и в Западной Европе была значительная

[Back]