Проверяемый текст
Наливайченко Ирина Владимировна. Специфика патриотизма в условиях культурной глобализации (Диссертация 2011)
[стр. 117]

118 понятия патриотизма оно становится многогранным и неоднозначным, и от способности осмыслить эти перемены, воспитывать патриотов в новых условиях во многом зависит успешность развития национальных государств.
По меткому выражению С.В.
Кортунова, в XXI веке «именно сфера культуры стала главной
“ареной битвы” национальных идентичностей».14 Конкурентная борьба в современных условиях активно ведется в сфере ценностей и смыслов, а ведь именно ценности «не только служат критерием существенного при оценке конкретных явлений, но и определяют специфику 148деятельности человека».
Связь патриотических ценностей с действительностью осуществляется посредством смысла, который принадлежит обеим сферам.
Среди патриотических ценностей можно выделить ценности этносоциальные.
В различных культурах, в разных этнических общностях одни и те же явления могут выступать
как ценностно-негативные и как ценностнопозитивные и как нейтральные.
Это, как отмечает
А.В.
Костина, связано с тем, что представление человека о мире и о себе самом в границах разных культур существенно различаются.
Различаются и представления о красоте, святости, благе*
148 149.
Именно сфера ценностей и смыслов становиться в XXI веке объектом, на который оказывается воздействие глобальными игроками.
Культурная глобализация, как уже
отметалось, является сильнейшим испытанием для патриотизма, а также для национальной и культурной идентичности.
При этом важно подчеркнуть, что угрозу национальным 14 Кортунов С.
В.
Национальная идентичность: Постижение смысла //
С.
В.
Кортунов.
М.: Аспект Пресс, 2009.
148Кибизова Э.Э.
Трансцендентально-теоретическая проблематика ценности // Известия российского государственного
педагогическою университета им.
А.И.
Герцена.
СПБ., 2009.
№109.
С.
146.

149 Костина А.
В.
Россия и Запад, как ценностные миры; пределы взаимодействия // Человек, 2010.
№3.
С.62.

[стр. 98]

98 формирование космополитической идентичности являются компонентами так называемой «мягкой силы», позволяющей эффективно управлять значительными массами населения.
Задачи «корректировки» национальной идентичности решаются через изменение образовательных стандартов, распространение продукции массовой культуры, рекламу, трансформирующих мировоззренческие установки, нормы и ценности, разрушающих символический капитал наций.
Противостоять этим тенденциям можно только путем культивирования патриотизма, сохранения собственных культурных традиций и духовных ценностей и их пропаганду в мире.
* 2.2.
Патриотизм как противостояние вестернизации и космополитизации Противостоять управляемой идентификации, космополитизации и вестернизации, сохранить свою национальную специфику в условиях культурной глобализации смогут только страны с высоким уровнем развития патриотизма.
Однако проблема заключается в том, что в условиях глобализации трансформируется содержание самого понятия патриотизм, оно становится многогранным и неоднозначным, и от способности осмыслить эти перемены, воспитывать патриотов в новых условиях во многом зависит успешность развития национальных государств.
По меткому выражению С.В.
Кортунова, в XXI веке «именно сфера культуры стала главной
ареной ’’битвы” национальных идентичностей»1.
Конкурентная борьба в современных условиях активно ведется в сфере ценностей и смыслов, а ведь именно ценности «не только служат критерием существенного при оценке конкретных явлений, но и определяют специфику
деятельности человека»2.
Связь ценностей с действительностью осуществляется посредством смысла, который принадлежит обеим сферам.
1 Кортунов С.В.
Национальная идентичность: Постижение смысла.

М.: Аспект Пресс, 2009.
С.
45.
2 Кибизова Э.Э.
Трансцендентально-теоретическая проблематика ценности // Извести Российского государственного
педагогического университета им.
А.И.
Герцена.
СПб., 2009.
№ 109.
С.
146


[стр.,99]

99 Суть ценностей состоит в «их значимости, а не их фактичности»1.
Обращаясь к процессу формирования ценностей, Г.
Риккерт пришел к выводу о том, что ценности не соотносятся с пользой, отличны от оценки и нс являются «чувственными вещами»1 2.
Ценности по своей природе не утилитарны, это «смысл, лежащий над всяким бытием»3.
Среди существенных ценностей современного человека можно выделить ценности этносоциальные, которые Э.Э.
Кибизова определяет следующим образом: «Этносоциальная ценность это эксплицитная или имплицитная значимость аффективных, поведенческих и когнитивных этнических символов, являющихся стандартами, на основании которых происходит оценка этнофорами предметов и явлений.
Эта оценка осуществляется с точки зрения того, что является должным в данной социальной общности, и на данной основе производится выбор типов, средств и целей поведения в соответствии с этническими единицами групповых норм»4.
В различных культурах, в разных этнических общностях одни и те же явления могут выступать
и как ценностно-негативные и как ценностно-позитивные, и как нейтральные.
Это, как отмечает
Л.В.
Костина, связано с тем, что представления человека о мире и о себе самом в границах разных культурных миров существенно различаются.
Различаются и представления о красоте, святости, благе5.

Именно сфера ценностей и смыслов становится в XXI веке объектом, на который оказывается воздействие глобальными игроками.
Культурная глобализация, как уже
отмечалось, является сильнейшим испытанием для патриотизма, а также для национальной и культурной идентичности.
При этом важно подчеркнуть, что угрозу национальным 1
Риккерт Г.
Границы естественнонаучного образования понятий.
Логическое введение в исторические науки.
СПб., 1997.
С.
258.
2 Риккерт Г.
Введение в трансцендентальную философию.
Предмет познания // Риккерт Г.
Философия жизни.
Киев: Ннка-центр, 1998.
J Риккерт Г.
О понятии философии // Логос.
М.: Типография русского товарищества, 1910.
Кн.
I.
С.
34.
4 Кибизова ЭЭ Этносоциальные ценности поколений (проблема преемственности)СПб.: СПГУТД, 2003.
С.
132.
1 Костина А.В.
Россия и Запад как ценностные миры: пределы взаимодействия // Человек.
2010.
№3.
С.
62.

[Back]