128 регионов, что широко применяется в Европе и США.166 На первый план в данном случае выходит использование культурного и человеческого капитала территорий, которые не просто привлекают в регион туристов и инвестиции, но и способствуют формированию гордости за свой город и свою культуру у населения. Формирование позитивного культурного имиджа территорий позволяет сохранить и преумножить специфику, уникальность, индивидуальность определенного города или местности, что способствует развитию патриотизма, привязанности к своей «малой родине» у местного населения. В условиях глобализации переосмысление себя как национальногосударственной общности позволяет выявить дополнительные механизмы и ресурсы ее укрепления, актуализировать культурное и политическое наследие в повседневном опыте. Важно найти такие символы, которые отражали бы идею единства нации, вызывали национальную гордость и создавали позитивный образ страны в мире. Важным ресурсом формирования патриотических ценностей является историческая память, героическое прошлое родины, но не менее важным является позитивный образ настоящего и будущего, наличие современных героев, создание креативных пространств и распространение традиционной культуры этноса. В условиях тотальности СМИ образ родины должен конструироваться по законам современного бренда, постоянно напоминать о себе, связываться с позитивными эмоциями и яркими визуальными образами. Безусловно, очень важно обращаться к культурному наследию прошлого, но не менее важно постоянно напоминать о сегодняшней привлекательности родины, о перспективах ее развития. Таким образом, в начале XXI века патриотические ценности продолжают оставаться основой национальной идентичности и является средством 166 Галкин Д.В. Стратегии культурного развития городов: Современные подходы // Журнал социология и социальной антропологии, 2005. Т.8. №4. С.44. |
по содержанием патриотизма в новых условиях. В условиях культурной глобализации преуспевают только страны, действующие в соответствии с реалиями. И успешный пример здесь не только США, активно формирующие привлекательный образ страны в мире с использованием мощи информационно-коммуникационных технологий, но и, например, Индия, транслирующая свои ценности и культурные образцы по всему миру, создающая узнаваемый образ государства, которому есть чем гордиться. В современном мире чрезвычайно важно использовать креативные ресурсы для формирования патриотизма. Патриотизм, как уже, отмечалось, должен подпитываться не только историческим прошлым родины, но и ее настоящим. Существенное влияние на формирование патриотизма оказывает также позитивный образ будущего1. С этой целью важно использовать так называемые «культурные стратегии», нацеленные на конструирование «креативных» территорий, «тематических» городов или регионов, что широко применяется в Европе и США1 2. На первый план в данном случае выходит использование культурного и человеческого капитала территорий, которые не просто привлекают в регион туристов и инвестиции, но и способствуют формированию гордости за свой город и свою культуру у населения. Формирование позитивного культурного имиджа территорий позволяет сохранить и преумножить специфику, уникальность, индивидуальность определенного города или местности, что способствует развитию патриотизма, привязанности к своей «малой родине» у местного населения. Еще одной из возможных культурных стратегий, призванных способствовать развитию патриотизма и противостоять росту межэтнической напряженности в полиэтнических государствах является этнофутуризм как движение, направленное на обеспечение будущего этнических культур в 1 Пржилеиский В.И. Идентичность: обретать, выбирать или конструировать? // Философские науки. 2009. №10. С. 39. 2 Галкин Д.В. Стратегии культурного развития городов: современные подходы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. 8. № 4. С. 44. 1 1 3 «малой» или «большой» родины или деполитизации этничности в форме этнофутуризма позволяют противостоять вестернизации и гомогенизации культуры и становятся выражением патриотизма в условиях глобализации. В условиях глобализации возрастает и значение так называемого «экономического патриотизма». Авторство этого термина принадлежит Б. Карейону депутату национального собрания Франции от правящей партии Союз за народное движение (UMP), автора специапьных докладов о путях повышения конкурентоспособности французских предприятий, предусматривавших в числе прочего поддержку национального капитала. Б. Карейон начал активно использовать понятие «экономический патриотизм» в 2003 г. в период рекордно низких за десятилетие 19972007 гг. темпов прироста ВВП во Франции (1% в 2002 г. и 1,1% в 2003 г.). По мнению Б. Карейона, термин «экономический патриотизм» обозначал «не идеологию, а общественную политику»1. В других странах ЕС это явление менее изучено, хотя практически существует, ибо правительства всемерно Л защищают отечественный бизнес от иностранного капитала . Экономический патриотизм это не только и не столько государственный протекционизм, это и готовность потребителей покупать прежде всего отечественные товары, что, как уже было сказано, характерно для США. В условиях глобализации переосмысление себя как национальногосударственной общности позволяет выявить дополнительные механизмы и ресурсы ее укрепления, актуализировать культурное и политическое наследие в опыте повседневности. Важно найти такие символы, которые отражали бы идею единства нации, вызывали национальную гордость и создавали позитивный образ страны в мире. Важным ресурсом формирования патриотизма является историческая память, героическое прошлое родины, но не менее важным является позитивный. образ 1 См.: Сагауоп В. Intelligence cconomique, coinpetitivitc ct cohesion sociale: Rapport au Premier Ministre. Paris: La Documentation Franfaisc, 2003. P. 11. : Клинова M. Новый «экономический патриотизм» в Нвропе: хорошо забытое старое? // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 4. С. 32-41. 114 настоящего и будущего, наличие современных героев, создание креативных пространств и распространение традиционной культуры этноса. В условиях тотальности СМИ образ родины должен конструироваться по законам бренда, постоянно напоминать о себе, связываться с позитивными эмоциями и яркими визуальными образами. Безусловно, очень важно обращаться к культурному наследию прошлого, но не менее важно постоянно напоминать о сегодняшней привлекательности родины, о перспективах ее развития. Таким образом, в начале XXI века патриотизм продолжает оставаться основой национальной идентичности и является средством противостояния вестернизации и космополитизации как тенденций, характерных для глобализации культуры. Патриотизм не изолирует человека от глобального мира, напротив, он позволяет увидеть мир во всем его многообразии, оценить культурное разнообразие, убедиться в том, что другие люди, другие народы и другие страны интересны нам только потому, что они от нас отличаются. В условиях глобализации образ родины как объект патриотизма активно конструируется с применением информационно-коммуникационных технологий, технологий поддержания местных культурных традиций и маркетинговых стратегий, он включает не только представление о себе и своей общности, но и дополняется проекцией внутреннего восприятия за пределы национально-государственной общности. Родина начинает рассматриваться как бренд, обладающий определенным экономическим потенциалом, политическим имиджем и культурным наследием. Потому патриотизм сегодня должен включать презентацию с использованием современных информационно-коммуникационных технологий национального культурного наследия, традиций, языка, культурных ценностей, которые должны позиционироваться как лучшие и незаменимые. Существенное влияние на формирование патриотизма оказывает не только историческая память, но и позитивный образ настоящего и будущего нации. Культурные стратегии позиционирования родины как бренда, формирования креативных пространств как нового образа малой или большой родины и |