Проверяемый текст
Наливайченко Ирина Владимировна. Специфика патриотизма в условиях культурной глобализации (Диссертация 2011)
[стр. 156]

157 Патриотические ценности в современных условиях не только остаются основой формирования патриотизма, национальной идентичности, но и являются средством противостояния либерализму, вестернизации и космополитизации как тенденций, характерных для глобализации культуры.
В Российской Федерации формирование
патриотических ценностей в начале XXI века, с одной-стороны, подчиняется классическим тенденциям, с другой стороны, сопряжено с особыми сложностями, связанными с произошедшими в нашей стране.
Существенное влияние на процессы идентификации в современном мире оказывает глобализация, явившаяся результатом сложного сплава политических, социальных, экономических, цивилизационных и других процессов в современном мире.Процессы
глобализации неоднозначны, они имеют как позитивные, так и негативные следствия.
С одной стороны, глобализация представляет собой объективный процесс формирования и последующего развития
единою общемирового финансово-экономического пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий.
С другой стороны, наиболее влиятельные участники процесса глобализации, прежде всего США, связывают ее с процессом «размывания» национальных и культурных различий между странами, с гомогенизацией и универсализацией мира.
В качестве единственно возможной модели экономического развития миру предлагается модель, выработанная в странах Запада, принципы демократии
западною тина объявляются наилучшим способом политической организации, массовая культура агрессивно навязывается всему миру в качес тве образца для подражания.
Глобализационные процессы разрушают социокультурное пространство наций, то есть систему мировоззренческих установок, норм, ценностей, символов и их объективаций в той или иной
кулыуре.Патриотические ценности не изолируют человека от глобального мира, напротив, они позволяют увидеть мир во всем его многообразии, оценить культурное
[стр. 79]

79 Глава 2 ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Чтобы понять происходящие в настоящее время изменения содержания патриотизма необходимо рассмотреть специфику культурной глобализации, одним из составляющих которой является управление идентификациями, в том числе путем формирования космополитической идентичности и распространения вестернизированных ценностей массовой культуры.
Патриотизм в современных условиях не только остается основой национальной идентичности, но и является средством противостояния вестернизации и космополитизации как тенденций, характерных для глобализации культуры.
В Российской Федерации формирование
патриотизма в начале XXI века, с одной стороны, подчиняется общемировым тенденциям, с другой стороны, сопряжено с особыми сложностями, связанными с произошедшими социально-политическими трансформациями, что станет предметом рассмотрения во второй главе.
2.1.
Культурная глобализация как управление идентификациями Существенное влияние на процессы идентификации в современном мире оказывает глобализация, явившаяся результатом сложного сплава политических, социальных, экономических, цивилизационных и других процессов в современном мире.
Термин «глобализация» начал активно использоваться в научном обороте с 90-х гг.
XX в.
Одним из первых к исследованию проблем глобализации обратился американский социолог Р.
Робертсон, использовавший слово «глобальность» в названии своей работы «Обсуждая глобальность» («Interpreting Globality»)'.
Обычно под 1 1 Robertson R.
Interpreting Globality // Ed.
by R.
Robertson World Realities and International Studies Glcnsidc: Pennsylvania University Press, 1983

[стр.,80]

80 глобализацией понимают процесс социально-экономических изменений последних десятилетий, заключающийся в формировании единого всемирного рынка, всемирной информационной открытости, появлении новых информационных технологий, а также в увеличении глобальной культурной связи между людьми и народами1.
По мнению Э.
Гидденса, глобализацию следует рассматривать как процесс интенсификации социальных отношений, которые связывают отдаленные районы таким образом, что локальные феномены формируются под влиянием событий, происходящих на очень большом от них расстоянии, а глобальные в большой степени определяются локальными изменениями1 2.
У.
Бек настаивает на необходимости четкого разделения понятий «глобализация», «глобальность» и «глобализм».
Глобализация, по его мнению, обозначает процессы, «в которых государства и их суверенитет вплетаются в паутину транснациональных акторов и подчиняются их властным возможностям, их ориентации и идентичности», глобальность реальность жизни «в мировом обществе, в том смысле, что представление о замкнутых пространствах превратилось в фикцию», глобализм идеология господства мирового рынка (неолиберализма)3.
Процессы глобализации неоднозначны, они имеют как позитивные, так и негативные следствия.
С одной стороны, глобализация представляет собой объективный процесс формирования и последующего развития
единого общемирового финансово-экономического пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий4.
В настоящее время ни одна страна не может существовать без товарообмена с другими странами, без работы на заказ с учетом стандартов потребления этих стран, без передвижения между странами значительных масс людей, без обмена 1 Федотова Н.Н.
Кризис идентичности в условиях глобализации // Человек.
2003.
№6.
С.
50 2 Gtddcns Л.
Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modem Age.
Cambridge: Polity Press, 1991.
P.
64.
3 Бек У.
Что такое глобализация? Ошибки глобализма ответы на глобализацию.
М.: Прогресс-Традиция,, 2001.
С.
23-26.
4 Делягин М.Г.
Мировой кризис: Общая теория глобализации: Курс лекций.
М.: Инфра-М, 2003.
С.
51.


[стр.,81]

81 интеллектуальными достижениями.
С другой стороны, наиболее влиятельные участники процесса глобализации, прежде всего США, связывают ее с процессом «размывания» национальных и культурных различий между странами, с гомогенизацией и универсализацией мира.
В качестве единственно возможной модели экономического развития миру предлагается модель, выработанная в странах Запада, принципы демократии
западного типа объявляются наилучшим способом политической организации, массовая культура агрессивно навязывается всему миру в качестве образца для подражания1.
Глобализация резко обострила проблему сохранения национальной идентичности, поставив под сомнение саму ценность патриотизма как ее основания.
Глобализационные процессы разрушают социокультурное пространство наций, то есть систему мировоззренческих установок, норм, ценностей, символов и их объективаций в той или иной
культуре1 2.
Глобальный кризис национальной идентичности детально охарактеризовал С.
Хантингтон3.
По его мнению, дебаты по поводу национальной идентичности давно превратились в неотъемлемую черту нашего времени.
Почти повсюду люди задаются вопросом, что у них общего с согражданами и чем они отличаются от прочих, причем, они постоянно пересматривают свои позиции, меняют точки зрения.
Время устойчивых, стабильных идентичностей ушло в прошлое, однако для нормального существования человеку, как и прежде, необходимо четко понимать: кто он, к какой общности он принадлежит.
Идентичность перестала быть стабильной, но не перестала быть значимой, именно поэтому на рубеже XX-XXI вв.
1 ЛысакИ.В.
Проблема сохранения культурной идентичности в условиях глобализации // Гуманитарные и социально-экономические науки.
2010 № 4.
С.
92 2 Смирнов М Г.
Тенденции трансформации национального социокультурного пространства и условиях глобализации // Судьбы национальных культур в условиях глобализации: Сборник материалов международной научной конференции: в 2 т.
Т.
I / Под ред.
М.Г.
Смирнова.
Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2010.
С.
129.
3 Хантингтон С.
Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности М.: Изд-во ACT: Транзигкнига, 2004.
С.
35-43

[Back]