Проверяемый текст
Наливайченко Ирина Владимировна. Специфика патриотизма в условиях культурной глобализации (Диссертация 2011)
[стр. 57]

57 и политики, причем последние часто прикрывают патриотическими лозунгами далеко не благовидные цели.
Ряд российских ученых продолжают определять патриотизм через любовь к родине.
Так, В.А.
Минаков считает, что более широкими понятиями для патриотизма являются понятия: «любовь», «преданность» («верность»).
Он определяет патриотизм как «осознание субъектом своего любовного, преданного отношения к Отечеству, основанное на образе справедливого, приемлемого для большинства населения Отечества, а также целенаправленная «деятельность
но его сохранению, процветанию и прогрессивному развитию» .
В.Ф.
Шаповалов трактует патриотизм как «любовь к своей стране, чувство органической принадлежности к ней, взаимное чувство сопринадлежности к соответствующей общности, возникающее и
7S существующее между людьми своей страны» В данном случае патриотизм рассматривается как чувство или отношение.
Другие исследователи акцентируют внимание на этических аспектах патриотизма.
Например, В.К.
Левашов определяет патриотизм как общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение граждан к своей стране и проявляющийся в сложном комплексе чувств, знаний, ценностных ориентаций, установок, действий, обычно артикулируемом как любовь к Родине.
Сочетание чувственных, рациональных и деятельностных аспектов патриотизма подчеркивает А.А.
Герасимова, определяющая патриотизм «как сложное духовно-нравственное и социально-политическое явление, структура которого представляет собой совокупность рационального, патриотического сознания, патриотического, нравственного чувства и патриотического поведения.
Нравственное чувство в этой структуре органически взаимосвязано, с одной стороны, с духовным сознательным аспектом патриотизма, а с другой стороны, с его деятельностной и функциональной составляющей
приобретающей, в конечном счете, политический характер».
Сложность,
многоаспектное ть s Шаповалов В.Ф.
Российский патриотизм и российский
антипатриотизм // Общественные науки и современность.
2008.
№1.
С.
124.
[стр. 25]

25 отражении духовной необходимости патриотизма в политике и формировании государства как результата духовной интеграции общества.
В советский период официальная общественная наука исследовала феномен советского патриотизма, опираясь на господствовавшие в то время классово-идеологические догматы1.
Патриотизм анализировался, прежде всего, как явление общественного сознания и как моральная ценность .
В современной России, переживающей в последние десятилетия сложные социально-политические трансформации, тема патриотизма является чрезвычайно актуальной и привлекает внимание многих исследователей.
При этом разделяемая большинствомконцепция патриотизма в отечественной науке в настоящее время отсутствует.
Поразному его трактуют не только ученые, но и политики, причем последние часто прикрывают патриотическими лозунгами далеко не благовидные цели.
Ряд российских ученых продолжают определять патриотизм через любовь к родине.
Так, В.А.
Минаков считает, что более широкими понятиями для патриотизма являются понятия’ «любовь», «преданность» («верность»).
Он определяет патриотизм как «осознание субъектом своего любовного, преданного отношения к Отечеству,’ основанное на образе справедливого, приемлемого для большинства населения Отечества, а также целенаправленная деятельность
по его сохранению, процветанию и прогрессивному развитию»1 2 * 4.
В.Ф.
Шаповалов' трактует патриотизм как «любовь к своей стране, чувство органической принадлежности к ней, взаимное чувство сопринадлежности к соответствующей общности, возникающее и
существующее между людьми своей страны»5.
В данном случае патриотизм рассматривается как чувство .или отношение.

1 Соболев Л.
О советском патриотизме.
М., 1954.
2 Макаров В.В.
Патриотизм как явление общественного сознания: его источники и структура: Днсс.
...
канд.
филос.
наук.
Волгоград.
1969.
1 Стариков Л.П.
Патриотизм как моральная ценность: Днсс— канд.
филос.
наук.
Волгоград, 1981.
* Минаков В.А.
Место патриотизма в российской национальной идее (социально-философский анализ): Авгореф.
дисс....
канд.
филос.
наук.
Барнаул, 2009.
С.
8, II.
5 Шаповалов В.Ф.
Российский патриотизм и российский
ант’«патриотизм // Общественные науки и современность.
2008.
№1.
С.
124.


[стр.,26]

26 Другие исследователи акцентируют внимание на этических аспектах патриотизма.
Например, В.К.
Левашов определяет патриотизм как общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение граждан к своей стране и проявляющийся в сложном комплексе чувств, знаний, ценностных 'ориентаций, установок, действий, обычно артикулируемом как любовь к Родине1.
Сочетание чувственных, рациональных и деятельностных аспектов патриотизма подчеркивает А.А.
Герасимова, определяющая патриотизм «как сложное духовнонравственное и социально-политическое явление, структура которого представляет собой совокупность рационального, патриотического сознания, патриотического, нравственного чувства и патриотического поведения.
Нравственное чувство в этой структуре органически взаимосвязано, с одной стороны, с духовным сознательным аспектом патриотизма, а с другой стороны, с его деятельностной и функциональной составляющей,
2 приобретающей, в конечном счете, политический характер» .
Сложность,
многоаспектность патриотизма подчеркивают и А.
Вырщиков и М.
Кусмарцев, отмечающие, что «патриотизм это совокупность отношений, идей, эмоций, чувств, настроений, убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины»1 2 3.
В последние десятилетия в отечественной науке все активнее начинает разрабатываться аксиологический подход к исследованию патриотизма, с позиций которого патриотизм рассматривается как одна из важнейших ценностей, без которой немыслимо существование социокультурной общности.
Под ценностью при этом понимается «сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от 1 Левашов В.К.
Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социс.
2006.
№8.
С.
67.
2 Герасимова А.А.
‘Нормирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества: Авторсф.
дисс.
...
канл.
пол!ГТ.
наук.
М., 2007.
С.
10.
1 Вырщиков А., Кусмарцев М.
Патриотизм на службе России И Воспитание школьников.
2006.
№3.
С.
13.


[стр.,158]

158 189.Флоровский Г.П.
О патриотизме праведном и греховном // Параллели (Россия-Восток-Запад: Альманах философской компаративистики.
Вып.2.
М., 1991.-С.
146-183.
190.
Френкин А.А.
Национал-либерализм // Вопросы философии.
1999.
№ I.
-С.
18-26.
191.
Фролов В.Ф.
Проблемы патриотического воспитания личности в современных условиях // Проблемы развития личности в современном российском обществе.
М., 1996.-С.
101-107.
192.Хантингтон С.
Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности М.: Изд-во ACT: Транзиткнига, 2004.
635 с.
193.
Хмелевский В.А.
К вопросу о происхождении и развитии советского патриотизма.
М., 1948.
76 с.
194.
Хобсбаум Э.
Изобретение традиций // Вестник Евразии.
2000.
№ 1.
С.
47-62.
195.
Хобсбаум Э.
Нации и национализм после 1780 года.
СПб.: Алетейя, 1998.-306 с.
196.
Хомяков А.С.
О старом и новом: Статьи и очерки.
М.: Современник, 1988.-462 с.
197.
Чаадаев П.Я.
Философические письма.
Письмо первое Н Чаадаев П.Я.
Статьи и письма.
М.: Современник, 1989.
С.
40-55.
198.
Чалмаев В.
Философия патриотизма // Молодая гвардия.
1967.
№10.
С.106-120.
199.
Чудный В.С.
Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи.
М.: ДОСААФ, 1985.
94 с.
200.
Цицерон.
Диалоги: О государстве, О законах.
М.: Наука, 1966.
224 с.
201.
Шаповалов В.Ф.
Российский патриотизм и российский антипатриотизм // Общественные науки и современность.
2008.
№1.
С.
124-132.

202.
Шейко В.Н.
Российский патриотизм: государственные и этнорегиональные социокультурные аспекты: Автореф.
дисс.
...
канд.
филос.
наук.
Краснодар, 2005.
26 с.

[Back]