64 учёбу в военных вузах, поступить на контрактную военную службу, пройти срочную службу в Вооружённых Силах РФ и другие аспекты патриотизма. Перечисленное не означает качественного изменения в массовом сознании молодёжи на уровне патриотического знания. Ещё предстоит большая системная работа. Отталкиваясь от представленной условной градации исторических периодов, необходимо проанализировать патриотизм как ценностный мир молодых к моменту развала СССР. На состояние патриотических ценностей советской молодежи влияли взаимодействующие и разнонаправленные три ценностные аспекта: декретальный (официальный), неформальный (неофициальный) и протестный (оппозиционный). Декретальные ценности структурно определялись и конгролировались властью. Они, в свою очередь, имели три направления: пропагандистское; теоретико-познавательное с акцентом на духовные ценности в контексте советского патриотизма, интернационализма и коммунистической идейности; и литературнохудожественное. Неформальные ценности «под опеку» власти не попадали, но и отрыто против нее не выступали. Протестные ценности проявлялись в 85 пассивном или активном антагонизме официальным объединениям молодежи ' . Посредством массово-культурных и художественных средств трансляции символов, знаков, идей, потребностей, образцов и идеалов под эгидой государства проходило активное формирование в сознании молодежи декретальных ценностей. Кроме того, пропагандистской машиной четко соблюдался принцип комплексной работы с молодежью через комсомольские и другие общественные организации. Среди основных ценностных ориентаций молодого человека советской эпохи были: «воля к победе», «вера в прекрасное будущее», «высокая идейность», нравственность, политическая социальная х>Житенев В. А. Изменение социального облика советской молодежи в условиях развитого социализма и практика социологических исследований //Социс, 1975. № 1. С.99. |
контролировались властью. Они, в свою очередь, имели три направления: пропагандистское; теоретико-познавательное с акцентом на духовные ценности в контексте советского патриотизма, интернационализма и коммунистической идейности; и литературно-художественное. Неформальные ценности «под опеку» власти не попадали, но и отрыто против нее не выступали. Протестные ценности проявлялись в пассивном или активном антогонизме официальным 69 объединениям молодежи130 Посредством массово-культурных и художественных средств трансляции символов, знаков, идей, потребностей, образцов и идеалов под эгидой государства проходило активное формирование в сознании молодежи декретальных ценностей. Кроме того, пропагандистской машиной четко соблюдался принцип комплексной работы с молодежью через комсомольские и другие общественные организации. Среди основных ценностных ориентаций молодого человека советской эпохи были: «воля к победе», «вера в прекрасное будущее», «высокая идейность», нравственность, политическая социальная сознательность, образование, повышение эффективности труда, сам труд и др. Однако в середине ХХ-го века в СССР начали набирать силу субкультурные и контркультурные молодежные движения, которые и стали впоследствии авангардом в изменении ценностей советских людей на сломе эпох. Стоит отметить, что переориентация систем ценностей российской молодежи серьезно проявила себя лишь к середине 90-х годов ХХ-го века. Для советской эпохи была характерна блокировка наиболее предприимчивых и активных молодых людей в части их биографического проектирования и возможностей исполнения социальных ролей, что направило энергию и таланты этих индивидов сначала к повышенной субкультурной или комсомольской активности, а позже и на поприще криминального обогащения в эпоху «лихих девяностых». Иными словами, произошло марксово отчуждение (как неполнота реализации 1 Житенев В. А. Изменение социального облика советской молодежи в условиях развитого социализма и практика социологических исследований // Социс. 1975. № 1. С. 99. 53. Ермаков М. А. Социальная структура информационного общества: синтетическая модель //Социум и власть. 2014. № 4 (48). С. 18-24. 54. Ермолова Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях РасеЬоок, ТшИег, Ооо§1е+. М .: Альпина Паблишер, 2013. 357 с. 55. Естественное движение населения. Суммарный коэффициент рождаемости [Электронный ресурс] // Госкомстат РФ. М., 2014.1ЖЬ: ЬЦр://\у\ут^§к5.тЛур8Луст/соппес1/го55Ш _тат/го881а1/ги/5Шб8бс8/рори1а1юп/с1ето §гарЬу/# (Дата обращения: 01.09.2014). 56. Ефимов Е. Г. Развитие социальных интернет-сетей в российской культуре (Опыт контент-анализа) [Электронный ресурс] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. ЦКГ,: лу\уш.§гагпо1а.пе1/ша1:епа18/3/2013/1-2/19.Ь1ш1(Дата обращения: 17.07.2013). 57. Жапуев 3. А. Динамика ценностей российской молодежи в трансформирующемся обществе : автореф. дисс.... канд. соц. наук : 22.00.04 / Жапуев Заур Аскербиевич. Ростов-н/Д., 2009. 36 с. 58. Жилавская И. В. Информальные медиа / «Медиаобразование: от теории к практике», сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой информации» [Электронный ресурс] // Эксперты для гражданского общества. 2007. ЦКЬ: Ьйр://\у\у\у.4 с8.ги/та1епа18/\ур-1<1_396/ (Дата обращения: 24.08.2014). 59. Житенев В. А. Изменение социального облика советской молодежи в условиях развитого социализма и практика социологических исследований // Социс. 1975. № 1. С. 97-104. 60. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М .: Институт психологии РАН, 2006. 335 с. 61. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М .: Политиздат, 1986. 223 с. 188 |