Проверяемый текст
Заморский Владлен Валерьевич. Философский анализ ценностной системы российской молодежи (Диссертация 2014)
[стр. 65]

65 сознательность, образование, повышение эффективности труда, сам груд и др.
Однако в середине ХХ-го века в СССР начали набирать силу субкультурные и контркультурные молодежные движения, которые и стали впоследствии авангардом в изменении
патриотических ценностей советских людей на сломе эпох.
Стоит отметить, что переориентация систем
нафиотических ценностей российской молодежи серьезно проявила себя лишь к середине 90-х годов ХХго века.
Для советской эпохи была характерна блокировка наиболее предприимчивых и активных молодых людей в части их
биофафического проектирования и возможностей исполнения социальных ролей, что направило энергию и таланты этих индивидов сначала к повышенной субкультурной или комсомольской активности, а позже и на поприще криминального обогащения в эпоху «лихих девяностых».
Иными словами, произошло марксово отчуждение (как неполнота реализации
возможностей) молодежи от труда, государства, достижений человечества и себя.
В феномене отчуждения прослеживаются личностные стороны и
фани, проявления человеческой сущности, бытия и сознания личности, преодолеть которые полностью не представляется возможным, поскольку они присущи человеку как продукту общества и части природы86.
Изменение патриотических ценностей молодежи в постсоветский период считается целесообразным рассматривать в контексте взаимосвязанных систем социальной структуры, политики и культуры, а также сквозь призму изменения базовых ценностей молодежи.
Для определения аксиологических сдвигов молодых людей отметим основные критерии, по которым можно будет максимально эффективно выявить закономерности и провести анализ трансформаций
нафиотических ценностей в сознании российской молодежи: труд и образование, культура, политика, нравс твенность и сфера духовного.
86Фромм Э.
Душа человека.
М.: Республика, 1992.
С.
321.
[стр. 69]

контролировались властью.
Они, в свою очередь, имели три направления: пропагандистское; теоретико-познавательное с акцентом на духовные ценности в контексте советского патриотизма, интернационализма и коммунистической идейности; и литературно-художественное.
Неформальные ценности «под опеку» власти не попадали, но и отрыто против нее не выступали.
Протестные ценности проявлялись в пассивном или активном антогонизме официальным 69 объединениям молодежи130 Посредством массово-культурных и художественных средств трансляции символов, знаков, идей, потребностей, образцов и идеалов под эгидой государства проходило активное формирование в сознании молодежи декретальных ценностей.
Кроме того, пропагандистской машиной четко соблюдался принцип комплексной работы с молодежью через комсомольские и другие общественные организации.
Среди основных ценностных ориентаций молодого человека советской эпохи были: «воля к победе», «вера в прекрасное будущее», «высокая идейность», нравственность, политическая социальная сознательность, образование, повышение эффективности труда, сам труд и др.
Однако в середине ХХ-го века в СССР начали набирать силу субкультурные и контркультурные молодежные движения, которые и стали впоследствии авангардом в изменении
ценностей советских людей на сломе эпох.
Стоит отметить, что переориентация систем
ценностей российской молодежи серьезно проявила себя лишь к середине 90-х годов ХХ-го века.
Для советской эпохи была характерна блокировка наиболее предприимчивых и активных молодых людей в части их
биографического проектирования и возможностей исполнения социальных ролей, что направило энергию и таланты этих индивидов сначала к повышенной субкультурной или комсомольской активности, а позже и на поприще криминального обогащения в эпоху «лихих девяностых».
Иными словами, произошло марксово отчуждение (как неполнота реализации
1 Житенев В.
А.
Изменение социального облика советской молодежи в условиях развитого социализма и практика социологических исследований // Социс.
1975.
№ 1.
С.
99.


[стр.,70]

возможностей) молодежи от труда, государства, достижений человечества и себя.
В феномене отчуждения прослеживаются личностные стороны и
грани, проявления человеческой сущности, бытия и сознания личности, преодолеть которые полностью не представляется возможным, поскольку они присущи человеку как продукту общества и части природы131.
Выявление основ и катализаторов трансформаций ценностных систем российской молодежи позволит прогнозировать вероятные варианты развития ситуаций, поэтому обратимся к анализу представленной выше исторической периодизации социально-экономических и политических процессов в России.
Изменение ценностей молодежи считаем целесообразным рассматривать в контексте взаимосвязанных систем социальной структуры, политики и культуры, а также сквозь призму изменения базовых ценностей молодежи.
Для определения аксиологических сдвигов молодых людей отметим основные критерии, по которым можно будет максимально эффективно выявить закономерности и провести анализ трансформаций
мира значимого в сознании российской молодежи: труд и образование, культура, политика, нравственность и сфера духовного.
1 этап: конец 80-х —середина 90-х гг.
ХХ-го века.
Произошел развал СССР и формирование России по принципу суверенного демократического государства.
Как отмечено в работе М.
Ю.
Локовой, «...ситуация неопределенности и непредсказуемости, которую привносили элементы рыночных отношений, инициировала возникновение новой ценностной дифференциации в молодежной среде», которая разделилась на «лидеров», «удачных и предприимчивых», «вовремя сориентировавшихся» и «аутсайдеров», «неудачников», «малообеспеченных», «незащищенных», «лузеров», «совков» .
70 131 Фромм Э.
Душа человека.
М .: Республика, 1992.
С.
321.

1 Локова М.
Ю.
Структурная трансформация ценностных ориентаций молодежи в модернизирующемся российском социуме (социально-философский аспект).
М., 2007.
С.
78.

[Back]