Проверяемый текст
Заморский Владлен Валерьевич. Философский анализ ценностной системы российской молодежи (Диссертация 2014)
[стр. 66]

66 После распада СССР и провозглашения формирования России но принципу суверенного демократического государства реально возникла«ситуация неопределенности и непредсказуемости, которую привносили элементы рыночных отношений, инициировала возникновение новой ценностной дифференциации в молодежной среде», которая разделилась на «лидеров», «удачных и предприимчивых», «вовремя сориентировавшихся» и «аутсайдеров», «неудачников», «малообеспеченных», 87 «незащищенных», «лузеров», «совков»' .
Социальные и экономические преобразования на рубеже 80-90-х гг.
изначально располагали весьма широкой поддержкой и сочувствием молодежи, ожидавшей перемен.
Но уже к 1992-му году большая часть населения стала жертвой «ваучерной авантюры» приватизации, инициированной реформаторами новой России.
С этого момента начинается процесс накопления «критической массы» народного гнева по отношению к власти и выстроенной ею олигархичной, полукриминальной экономике.
Ввод войск в Чечню в конце 1994 года лишь усилил эти настроения.
Резкий переход на новые основы функционирования общества сказался на всех сферах социального бытия, однако философский анализ преобразований ценностного сознания молодежи той эпохи стоит начать с изменений в трудовых отношениях и смежных с ними сфер.
Труд есть предметно-преобразующая деятельность человека, которая
88 изменяет мир и его самого.
После провозглашения в России плюрализма форм собственности выбор среды для профессиональной самореализации формально расширился.
При этом работа в государственных учреждениях, даже если она *
88 s Локова М.
Ю.
Структурная трансформация ценностных ориентаций молодежи в модернизирующемся российском социуме (социально-философский аспект):
дис.
...
канд.
филос.
наук: 09.00.11.
М., 2007.С.

78.
88 Тугаринов В.
11.
Теория ценностей в марксизме.
Л.: Изд-во Ленингр.
ун-та, 1968.
С.
47-51.
[стр. 55]

индивидуализму, что привело к формализации межличностных связей и снижению количества и качества социальных ролей, выполняемых человеком.
Возникла задача формирования механизма социального регулирования, основой которого служат ценности и нормы.
Но в связи с плюрализмом индивидуальных ценностных ориентацией и постмодернистской идеологией констатировать наличие единой системы ценностей ни внутри индивида, ни в качестве пропаганды от власти сегодня не представляется возможным.
Отрицательная динамика изменений во всех институтах социального бытия ставит адаптивные свойства личности на первое место, критерием реализованности которой является умение добиваться успеха и избегать неудач в контексте сложившегося дискурса общества потребления и гипертрофированных свобод.
Исходя из статусно-иерархической структуры ценностной системы, М.
Ю.
Локова в своем исследовании типологизирует основные группы ценностей молодежи.
В первую включены доминирующие ценности «ядерная» ценностная структура общества, интегрирующая его, и наполненная провозглашенными и непровозглашенными официально ценностными приоритетами.
Во вторую группу входят ценности среднего статуса (структурный резерв), способные находиться как в ядре, так и на периферии.
В них наиболее интенсивно проявляются ценностные конфликты как внутри личности, так и между индивидами и социальными группами.
Третью группу составляют оппозиционные ценности, порождающие наиболее острые конфликты между их носителями.
Ценности меньшинства (выделенного на основании стремления отличаться от других членов обществе) представлены четвертой группой маргинальными ценностными слоями .
55 Локова М.
Ю.
Структурная трансформация ценностных ориентаций молодежи в модернизирующемся российском социуме (социально-философский аспект) :дис....
канд.
филос.
наук : 09.00.11.
М., 2007.
С.

38-39.


[стр.,70]

возможностей) молодежи от труда, государства, достижений человечества и себя.
В феномене отчуждения прослеживаются личностные стороны и грани, проявления человеческой сущности, бытия и сознания личности, преодолеть которые полностью не представляется возможным, поскольку они присущи человеку как продукту общества и части природы131.
Выявление основ и катализаторов трансформаций ценностных систем российской молодежи позволит прогнозировать вероятные варианты развития ситуаций, поэтому обратимся к анализу представленной выше исторической периодизации социально-экономических и политических процессов в России.
Изменение ценностей молодежи считаем целесообразным рассматривать в контексте взаимосвязанных систем социальной структуры, политики и культуры, а также сквозь призму изменения базовых ценностей молодежи.
Для определения аксиологических сдвигов молодых людей отметим основные критерии, по которым можно будет максимально эффективно выявить закономерности и провести анализ трансформаций мира значимого в сознании российской молодежи: труд и образование, культура, политика, нравственность и сфера духовного.
1 этап: конец 80-х —середина 90-х гг.
ХХ-го века.
Произошел развал СССР и формирование России по принципу суверенного демократического государства.
Как отмечено в работе М.
Ю.
Локовой, «...ситуация неопределенности и непредсказуемости, которую привносили элементы рыночных отношений, инициировала возникновение новой ценностной дифференциации в молодежной среде», которая разделилась на «лидеров», «удачных и предприимчивых», «вовремя сориентировавшихся» и «аутсайдеров», «неудачников», «малообеспеченных», «незащищенных», «лузеров», «совков» .
70 131 Фромм Э.
Душа человека.
М .: Республика, 1992.
С.
321.
1 Локова М.
Ю.
Структурная трансформация ценностных ориентаций молодежи в модернизирующемся российском социуме (социально-философский аспект).

М., 2007.
С.
78.


[стр.,71]

Стоит отметить, что в то же время в мировой практике люди на себе испытывали следствия постфордизма с его сверхгибкостью и общей неопределенностью.
Российская же ситуация была усложнена не только сменой идеологической и следующих из нее парадигм, но и необходимостью на фоне образовавшегося хаоса включаться в итак нестабильные, динамичные глобальные отношения.
Социальные и экономические преобразования на рубеже 80-90-х гг.
изначально располагали весьма широкой поддержкой и сочувствием молодежи, ожидавшей перемен.
Но уже к 1992-му году большая часть населения стала жертвой «ваучерной авантюры» приватизации, инициированной реформаторами новой России.
С этого момента начинается процесс накопления «критической массы» народного гнева по отношению к власти и выстроенной ею олигархичной, полукриминальной экономике.
Ввод войск в Чечню в конце 1994 года лишь усилил эти настроения.
Резкий переход на новые основы функционирования общества сказался на всех сферах социального бытия, однако философский анализ преобразований ценностного сознания молодежи той эпохи стоит начать с изменений в трудовых отношениях и смежных с ними сфер.
Труд есть предметно-преобразующая деятельность человека, которая
изменяет мир и его самого .
После провозглашения в России плюрализма форм собственности выбор среды для профессиональной самореализации формально расширился.
При этом работа в государственных учреждениях, даже если она
приносила удовлетворение индивиду, в переходный период перестала быть источником достаточных средств к существованию.
Для данной категории граждан выбор альтернативы свелся к двум вариантам: или «влачить жалкое существование» на грани физиологического выживания, работая по профессии, или резко переквалифицироваться, что вызвало падение престижа целого ряда незаменимых для общества профессий и отток специалистов в рыночный сектор.
1 Л Л _____ ____ _____ Тугаринов В.
П.
Теория ценностей в марксизме.
Л .:Изд-во Ленингр.
ун-та, 1968.
С.
47-51.

71

[Back]