Проверяемый текст
Заморский Владлен Валерьевич. Философский анализ ценностной системы российской молодежи (Диссертация 2014)
[стр. 72]

колоссальный демографический, моральный и материальный ущерб.
«Запрограммированное неблагополучие», рост цен, снижение доходов, потеря сбережений вследствие приватизации и ваучеризации стали чертами рассматриваемого этапа.
Однако стоит признать, что среди негативных аспектов вошедшего в жизнь россиян плюрализма форм собственности были и позитивные следствия плюрализма ценностного.
Так, И.
Берлин считал, что «плюрализм с вытекающей из него долей «негативной» свободы, представляется более верным и более гуманным идеалом...
поскольку признает множественность человеческих целей,
несоизмеримость многих из них и вечное соперничество друг с другом».93 События конца XX столетия лишь усугубили итак небывалое социальное расслоение.
Вторая чеченская кампания, начавшаяся в 1999 году, и частые террористические акты также выступают в качестве черт кризиса рассматриваемого периода, явившегося закономерным источником трансформации ценностных систем молодежи.

Российские исследователи полагают, что система
патриотических ценностей отечественной молодежи на рассматриваемом этапе не сильно отличалась от системы патриотических ценностей молодежи начала 90-х годов ХХ-го века94.
Но стоит признать, что на фоне возникших завышенных
93 Берлин И.
Философия свободы: Европа.
М.: Новое литературное обозрение, 2001.
С.
183184.

94 Дивисенко К.
С.
Динамика ценностей школьников (по материалам автобиографий и сочинений) // Социологические исследования.
2008.
№* 8.
С.
118-122.; Осянин А.
Н.
Проблема выбора молодежью ценностных предпочтений // Социология, 2005.
№ 1.
С.
194-197.; Соколова Е.
В.
Ориентации студенческой молодежи на ценностные переживания // Социология, 2005.
№> 2.
С.
191-195.

72
[стр. 77]

К ослабевшей роли социальных норм, как внутреннего модератора поступков индивида, прибавилась также консервация прежней иерархической системы отношений на производстве и в социальных институтах.
Социальные нормы стали отчуждаться от внутреннего мира индивида, превращаясь в формальные предписания, «правила этикета», «правила хорошего тона».
Следствием этого явился лицемерный дуализм поведения личности: «послушание», конформизм против «раскованности» реальных мотивов и поступков.
Практическое поведение и демонстрируемое на людях стали существенно отличаться друг от друга.
Таким образом, на рубеже 80-90-х гг.
XX века в результате перехода страны к рыночной экономике и первого чеченского конфликта именно молодежь оказалась самой незащищенной категорией граждан, которая понесла колоссальный демографический, моральный и материальный ущерб.
«Запрограммированное неблагополучие», рост цен, снижение доходов, потеря сбережений вследствие приватизации и ваучеризации стали чертами рассматриваемого этапа.
Однако стоит признать, что среди негативных аспектов вошедшего в жизнь россиян плюрализма форм собственности были и позитивные следствия плюрализма ценностного.
Так, И.
Берлин считал, что «плюрализм с вытекающей из него долей «негативной» свободы, представляется более верным и более гуманным идеалом...
поскольку признает множественность человеческих целей,
138 несоизмеримость многих из них и вечное соперничество друг с другом» .
2 этап: вторая половина 90-х начало 2000-х гг.
Дефолт 1998 года усугубляет итак небывалое социальное расслоение.
Вторая чеченская кампания, начавшаяся в 1999 году, и частые террористические акты также выступают в качестве черт кризиса рассматриваемого периода, явившегося закономерным источником трансформации ценностных систем молодежи.

77 I <1 П Берлин И.
Философия свободы: Европа.
М .: Новое литературное обозрение, 2001.
С.
183184.


[стр.,78]

Российские исследователи полагают, что система ценностей отечественной молодежи на рассматриваемом этапе не сильно отличалась от системы ценностей молодежи начала 90-х годов ХХ-го века .
Но стоит признать, что на фоне возникших завышенных
притязаний, вследствие непропорционального социального расслоения, неправильных представлений о капитализме и хлынувших в информационное пространство мифах о Западе, как об «обществе всеобщего благоденствия» в среде отечественной молодежи с новой силой разыгралась трагедия ожиданий.
Другими словами, притязания не соответствовали реальным возможностям, поэтому привнесенные ценности отчасти стали служить оправданием способов реализации новых потребностей.
Вместо постепенного вымывания старых ценностей в пользу актуальных современности, был сформирован аксиологический хаос, который перерос в аксиологический вакуум, приведший к социальной аномии и определенной постмодернистской мутации ценностного сознания, характерной не только отечественной молодежи, но и их ровесникам по всему миру.
Рыночные отношения в новой России не требовали на этапе своего зарождения и из-за своей специфики всесторонне развитой, высококвалифицированной и нравственной личности.
Во-первых, не было необходимости в разработке и производстве нового из-за активной торговли энергоносителями, ресурсами и зарубежными товарами.
Во-вторых «рыночному» типу личности, оцениваемому и оценивающему по критерию потребительской способности, квалификация, нравственность и гуманизм скорее мешали.
Э.
Фромм, характеризуя подобную ориентацию личности на рынок, точно определил: «Человек более не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счастье, он озабочен 78 Дивисенко К.
С.
Динамика ценностей школьников (по материалам автобиографий и сочинений) // Социологические исследования.
2008.
№ 8.
С.
118-122.; Осянин А.
Н.
Проблема выбора молодежью ценностных предпочтений// Социология.
2005.
№ 1.
С.
194-197.; Соколова Е.
В.
Ориентации студенческой молодежи на ценностные переживания // Социология.
2005.
№ 2.
С.
191-195.

[Back]