Проверяемый текст
Заморский Владлен Валерьевич. Философский анализ ценностной системы российской молодежи (Диссертация 2014)
[стр. 73]

73 притязаний, вследствие непропорционального социального расслоения, неправильных представлений о капитализме и хлынувших в информационное пространство мифах о Западе, как об «обществе всеобщего благоденствия» в среде отечественной молодежи с новой силой разыгралась трагедия ожиданий.
Другими словами, притязания не соответствовали реальным возможностям, поэтому привнесенные ценности отчасти стали служить оправданием способов реализации новых потребностей.
Вместо постепенного вымывания старых ценностей в пользу актуальных современности, был сформирован аксиологический хаос, который перерос в аксиологический вакуум, приведший к социальной аномии и определенной постмодернистской мутации ценностного сознания, характерной не только отечественной молодежи, но и их ровесникам по всему миру.
Рыночные отношения в новой России не требовали на этапе своего зарождения и из-за своей специфики всесторонне развитой, высококвалифицированной и нравственной личности.
Во-первых, не было необходимости в разработке и производстве нового из-за активной торговли энергоносителями, ресурсами и зарубежными товарами.
Во-вторых «рыночному» типу личности, оцениваемому и оценивающему по критерию
иозребительской способности, квалификация, нравственность и гуманизм скорее мешали.
Э.
Фромм, характеризуя подобную ориентацию личности на рынок, точно определил: «Человек более не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счастье, он озабочен
только тем, чтобы не утратить способность продаваться».9' Рассмотрение индивида в качестве товара с определенной меновой стоимостью характерно не только по отношению к самому себе, но и к окружающим людям.95 96 Однако, принимая данное наблюдение учёного, необходимо понимать разницу в генезисе подобных ценностных ориентаций на Западе и в России.
Рассуждая о сложившейся
95Фромм Э.
Психоанализ и этика.
М.: АСТ-ЛТД, 1998.
С.
65.

96 Там же, С.
66.
[стр. 78]

Российские исследователи полагают, что система ценностей отечественной молодежи на рассматриваемом этапе не сильно отличалась от системы ценностей молодежи начала 90-х годов ХХ-го века .
Но стоит признать, что на фоне возникших завышенных притязаний, вследствие непропорционального социального расслоения, неправильных представлений о капитализме и хлынувших в информационное пространство мифах о Западе, как об «обществе всеобщего благоденствия» в среде отечественной молодежи с новой силой разыгралась трагедия ожиданий.
Другими словами, притязания не соответствовали реальным возможностям, поэтому привнесенные ценности отчасти стали служить оправданием способов реализации новых потребностей.
Вместо постепенного вымывания старых ценностей в пользу актуальных современности, был сформирован аксиологический хаос, который перерос в аксиологический вакуум, приведший к социальной аномии и определенной постмодернистской мутации ценностного сознания, характерной не только отечественной молодежи, но и их ровесникам по всему миру.
Рыночные отношения в новой России не требовали на этапе своего зарождения и из-за своей специфики всесторонне развитой, высококвалифицированной и нравственной личности.
Во-первых, не было необходимости в разработке и производстве нового из-за активной торговли энергоносителями, ресурсами и зарубежными товарами.
Во-вторых «рыночному» типу личности, оцениваемому и оценивающему по критерию
потребительской способности, квалификация, нравственность и гуманизм скорее мешали.
Э.
Фромм, характеризуя подобную ориентацию личности на рынок, точно определил: «Человек более не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счастье, он озабочен
78 Дивисенко К.
С.
Динамика ценностей школьников (по материалам автобиографий и сочинений) // Социологические исследования.
2008.
№ 8.
С.
118-122.; Осянин А.
Н.
Проблема выбора молодежью ценностных предпочтений// Социология.
2005.
№ 1.
С.
194-197.; Соколова Е.
В.
Ориентации студенческой молодежи на ценностные переживания // Социология.
2005.
№ 2.
С.
191-195.


[стр.,79]

только тем, чтобы не утратить способность продаваться» .
Рассмотрение индивида в качестве товара с определенной меновой стоимостью характерно не только по отношению к самому себе, но и к окружающим людям .

Однако, принимая данное наблюдение философа, необходимо понимать разницу в генезисе подобных ценностных ориентаций на Западе и в России.
Рассуждая о сложившейся
ситуации применительно к державам с богатым капиталистическим опытом, Э.
Фромм отмечает, что знание о необходимости личности продаваться «складывается в процессе всей системы образования, начиная с детского сада и кончая колледжем, а также внедряется в сознание семьи.
Однако, приобретенного на этих ранних ступенях оказывается недостаточно; оно дает представление только об общих качествах умении адаптироваться, честолюбии, восприимчивости к изменению <...>.
Более конкретные модели поведения для достижения успеха человек получает из других источников.
Иллюстрированные журналы, газеты, рекламные ролики рисуют картины и рассказывают о жизни преуспевающих людей» .
На наш взгляд, описанная мыслителем модель кажется менее болезненной, поскольку вносится в сознание индивида с раннего детства, поэтому становится частью системы ценностей с малых лет.
Российская же действительность рассматриваемого периода поставила людей в наименее выгодное положение, поскольку «перековка» ценностей для большей части населения проходила в процессе болезненной ресоциализации и адаптации под новые условия, характеризуемые не только сломом всех мировоззренческих парадигм, но и сильным социальным расслоением.
У исследуемой молодежи формируется двойная неопределенность: первый раз при выборе образования, второй —при попытке занять рабочее место.
Отсюда следуют логичные потребности в свободном выборе и возможностях его 140Фромм Э.
Психоанализ и этика.
М .:АСТ-ЛТД, 1998.
С.
65.

141 Там же.
С.
66.
142Там же.
С.
67.
79

[Back]