74 ситуации применительно к державам с богатым капиталистическим опытом, Э. Фромм отмечает, что знание о необходимости личности продаваться «складывается в процессе всей системы образования, начиная с детского сада и кончая колледжем, а также внедряется в сознание семьи. Однако, приобретенного на этих ранних ступенях оказывается недостаточно; оно дает представление только об общих качествах умении адаптироваться, честолюбии, восприимчивости к изменению. Более конкретные модели поведения для достижения успеха человек получает из других источников.Так, например, иллюстрированные журналы, газеты, рекламные ролики рисуют ~ 97 картины и рассказывают о жизни преуспевающих людей». У исследуемой молодежи формируется двойная неопределенность: первый раз при выборе образования, второй при попытке занять рабочее место. Отсюда следуют логичные потребности в свободном выборе и возможностях его реализации, которые оказались непозволительной роскошью для многих молодых людей. Апатия и бесперспективность выливались в поверхностное отношение к получению образования, ведь поступить удавалось туда, куда взяли или на что хватило денег и связей. Современные родители, бывшие в эпоху крушения СССР молодежным срезом общества, с раннего детства начали формировать в своих детях установки на выполнение критерия перформативности знания, т.е., на выбор престижных, «денежных» и востребованных профессий. Стремительный рост коммерческих вузов предоставил возможность обучения, в первую очередь, обеспеченным гражданам в крупных городах. Коррупционная же составляющая в государственных вузах с бюджетными местами отбирала самые перспективные специализации для «своих». Обострилась проблема неравенства возможностей получения высшего образования между абитуриентами крупных и отдаленных городов, а также * 97 Там же. С. 67. |
только тем, чтобы не утратить способность продаваться» . Рассмотрение индивида в качестве товара с определенной меновой стоимостью характерно не только по отношению к самому себе, но и к окружающим людям . Однако, принимая данное наблюдение философа, необходимо понимать разницу в генезисе подобных ценностных ориентаций на Западе и в России. Рассуждая о сложившейся ситуации применительно к державам с богатым капиталистическим опытом, Э. Фромм отмечает, что знание о необходимости личности продаваться «складывается в процессе всей системы образования, начиная с детского сада и кончая колледжем, а также внедряется в сознание семьи. Однако, приобретенного на этих ранних ступенях оказывается недостаточно; оно дает представление только об общих качествах умении адаптироваться, честолюбии, восприимчивости к изменению <...>. Более конкретные модели поведения для достижения успеха человек получает из других источников. Иллюстрированные журналы, газеты, рекламные ролики рисуют картины и рассказывают о жизни преуспевающих людей» . На наш взгляд, описанная мыслителем модель кажется менее болезненной, поскольку вносится в сознание индивида с раннего детства, поэтому становится частью системы ценностей с малых лет. Российская же действительность рассматриваемого периода поставила людей в наименее выгодное положение, поскольку «перековка» ценностей для большей части населения проходила в процессе болезненной ресоциализации и адаптации под новые условия, характеризуемые не только сломом всех мировоззренческих парадигм, но и сильным социальным расслоением. У исследуемой молодежи формируется двойная неопределенность: первый раз при выборе образования, второй —при попытке занять рабочее место. Отсюда следуют логичные потребности в свободном выборе и возможностях его 140Фромм Э. Психоанализ и этика. М .:АСТ-ЛТД, 1998. С. 65. 141 Там же. С. 66. 142Там же. С. 67. 79 реализации, которые оказались непозволительной роскошью для многих молодых людей. Апатия и бесперспективность выливались в поверхностное отношение к получению образования, ведь поступить удавалось туда, куда взяли или на что хватило денег и связей. Современные родители, бывшие в эпоху крушения СССР молодежным срезом общества, с раннего детства начали формировать в своих детях установки на выполнение критерия перформативности знания, т.е., на выбор престижных, «денежных» и востребованных профессий. Стремительный рост коммерческих вузов предоставил возможность обучения, в первую очередь, обеспеченным гражданам в крупных городах. Коррупционная же составляющая в государственных вузах с бюджетными местами отбирала самые перспективные специализации для «своих». Обострилась проблема неравенства возможностей получения высшего образования между абитуриентами крупных и отдаленных городов, а также между абитуриентами из сельской местности и небольших городов . В сознании молодых людей зазвучал еще один диссонанс: декларируемые права, свободы и равенство всех членов общества в демократической России на деле оказались фикциями. В описанных условиях актуализировался принцип «незаменимых нет». В вопросах трудоустройства молодежь начала отдавать предпочтения позициям внутри сильных корпоративных структур, представляющих собой минигосударства со своей иерархией, структурой, культурой и этикой (например, компании Газпром, Лукойл и др.). С одной стороны, данная тенденция подтверждает стремление к утраченной на предыдущем историческом этапе «культуре гарантий», то есть свидетельствует о ностальгических настроениях по прошлому устройству с поправками на современные экономические реалии. С другой стороны, данный тренд лишний раз подтверждает утилитарность нового сознания и приобретенную адаптивность отечественной молодежи. Бум «офисной» работы и спрос на услуги в сферах менеджмента, банковского дела, рынка недвижимости, юриспруденции, рекламы, дизайна, маркетинга, 1 уА Вишневский Ю. Р. Студент 90-х —социокультурная динамика // Социс. 2000. № 12. С. 57. 80 |