79 экономической ситуацией периода их личностного становления не совпадали с реалиями изучаемого исторического отрезка. Более того, авторитетность мнения родителей рассматривалась молодежью через темпы и материальные результаты их адаптации к новым условиям насколько успешно родители «вписались» в рынок. Эта особенность также служит критерием оценки трансформаций системы ценностей молодежи: ценность социальной деятельности поколения отцов, проявляющийся в статусе, деньгах и власти, стал выступать критерием оценки семьи, авторитетности ее воспитательного вектора и умения жить, что в очередной раз обострило межпоколенный конфликт. Были созданы необходимые условия для иллюзорной адаптации личности в контексте вестернизации сознания молодых россиян на фоне последствий произошедшего слома социообразующих детерминант. На наш взгляд, сумма этих слагаемых отражала специфику функционирования российского общества и его молодежи на стыке XX-XXI вв. Стоит отдельно выделить и положительные стороны рассматриваемого исторического этапа. Свобода от жесткой идеологии и провозглашенные возможности свободного выбора в пространстве идейных возможностей реализации себя в экономическом, социальном и политическом поле укрепили способность молодежи к необходимой адаптации в изменяющихся глобальных условиях. Частичное омоложение властной структуры, пополнение бизнес-среды молодыми кадрами говорит о зарождении среднего класса, которому принадлежит инициатива формирования открытой экономики, законодательного закрепления частной инициативы, борьбы с клановостью, бюрократией во властных кругах и коррупцией на всех уровнях жизнедеятельности государства. По мнению В. А. Костина и Н. Б. Костиной, несмотря на все сдвиги и изменения в социальной сфере на рассмотренных исторических отрезках, молодежь в большинстве своем все также разделяет и признает общечеловеческие моральные нормы и установки. Любовь к ближнему. |
интересов спонсоров. Вместо защиты провозглашенных прав российского гражданина, силовые структуры тесно сотрудничали с криминалом, выступая в одних случаях «крышей», в других, посредником между государством и бизнесом, в третьих, самоустранялись от исполнения своего долга. В течение рассматриваемого периода ценностные ориентации молодежи оказались противопоставленными друг другу: речь идет не просто о конфликте, а об инверсии в сознании: что «хорошо» и что «плохо», что есть истина и есть ли она вообще. Поколение отцов уже не могло дать ответы на вопросы молодежи, поскольку их ценностные системы вместе с социально-экономической ситуацией периода их личностного становления не совпадали с реалиями изучаемого исторического отрезка. Более того, авторитетность мнения родителей рассматривалась молодежью через темпы и материальные результаты их адаптации к новым условиям насколько успешно родители «вписались» в рынок. Эта особенность также служит критерием оценки трансформаций системы ценностей молодежи: социальный фидбэк от деятельности поколения отцов, проявляющийся в статусе, деньгах и власти, стал выступать критерием оценки семьи, авторитетности ее воспитательного вектора и умения жить, что в очередной раз обострило межпоколенный конфликт. Ценностный релятивизм, начавшийся с разрушением СССР, исказил структуру инструментальных ценностей: были созданы необходимые условия для иллюзорной адаптации личности в контексте вестернизации сознания молодых россиян на фоне последствий произошедшего слома социообразующих детерминант и их последствий (сначала в ваучеризации и приватизации, криминализации ментальности, а позже в последствиях дефолта и двух локальных конфликтов). На наш взгляд, сумма этих слагаемых отражала специфику функционирования российского общества и его молодежи на стыке ХХ-ХХ1 вв. Стоит отдельно выделить и положительные стороны рассматриваемого исторического этапа. Свобода от жесткой идеологии и провозглашенные возможности свободного выбора в пространстве идейных возможностей 84 реализации себя в экономическом, социальном и политическом поле укрепили способность молодежи к необходимой адаптации в изменяющихся глобальных условиях. Частичное омоложение властной структуры, пополнение бизнес-среды молодыми кадрами говорит о зарождении среднего класса, которому принадлежит инициатива формирования открытой экономики, законодательного закрепления частной инициативы, борьбы с клановостью, бюрократией во властных кругах и коррупцией на всех уровнях жизнедеятельности государства. По мнению В. А. Костина и Н. Б. Костиной, несмотря на все сдвиги и изменения в социальной сфере на рассмотренных исторических отрезках, молодежь в большинстве своем все также разделяет и признает общечеловеческие моральные нормы и установки. Любовь к ближнему, взаимовыручка и солидарность сохраняют свою значимость даже в кризисные времена сильных потрясений . Это также подтверждают результаты исследования, проведенного ИСПИ РАН в 2002 году: сделан вывод о сохраняющейся стабильности структуры базовых ценностей российской молодежи. «Ведущие позиции, как раньше, так и теперь занимают чувства, которые возникают у молодых людей в отношениях со сверстниками, любовь, дружба, верность, долг. <...> очевидно, что духовность остается главной ценностью в межличностных отношениях» . 3 этап: начало 2000-х до настоящего времени. Данный этап характеризуется включением в глобальные процессы и жизнь российского общества сети Интернет; кибернетизацией коммуникаций и трансляционных механизмов; Мировым экономическим кризисом 2008 года; ростом протестных настроений в России (2011-2013); ростом влияния Российской Федерации в глобальных процессах; протестами (2013), вооруженным переворотом и 85 150 Костин В. А. Социальные изменения в концепциях исторического процесса // Социс. 2000. № 1.С. 6-15. 151 Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год / Под ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупрова и др. // Министерство образования Российской Федерации. М .: Логос, 2003. С. 22. |