239 Источники социальной мобилизации в Средней Азии многочисленны. Ислам возродился драматическим и открытым образом. Ислам был привнесен в Среднюю Азию арабскими завоевателями в седьмом веке. В этом регионе расположены наиболее известные традиционные центры исламской культуры и науки, и несмотря на 70 лет усилий советского режима стереть ислам как культурную и религиозную силу, это ему не удалось. Открытое возрождение ислама в постсоветскую эру находит свое выражение в появлении множества мечетей и медресе (религиозных школ), массовый рост изданий Корана, растущее присутствие религии как источника самоопределения и общественной ориентации людей, стремящихся обрести веру в постсоветском вакууме. Эти проявления ислама часто рассматриваются неглубокими мыслителями как провозвестники "исламского фундаментализма"; однако в Средней Азии, как и везде, ислам многообразен. Официальный ислам продолжает придерживаться позиции зависимости от государства и уступок ему, характерной для советского периода. Однако влияние и легитимность ислама оспариваются другими ветвями веры, не являющимися порождениями государства: склонные к секретности и таинственности ордены Суфи, давно присутствующие в регионе; Ваххабизм (проповедуемый благотворительными обществами из Саудовской Аравии, финансирующими строительство мечетей и школ) ; запрещенная Партия исламского возрождения; и исламские организации из Пакистана, Ирана и Афганистана. Националистические и демократические движения, некоторые из которых действуют в условиях жесточайших политических ограничений или тайно, в условиях запрета, составляют второй источник социальной мобилизации. Они включают Бирлык и Эрк (Узбекистан) , Демократическую партию и Растахиз (Таджикистан) , Агзибирлык (Туркменистан) и Алаш (Казахстан) . Эти организации предлагают |
101 среднеазиатских государств не унаследовало способность Советского Союза устанавливать порядок посредством принуждения, кооптации и социализации; все они оказались ослабленными перед лицом посттоталитарной дилеммы. Более того, политическая институционализация проходит в условиях беспрецедентных уровней социальной мобилизации, когда внутренние и внешние политические, культурные, религиозные и экономические силы формируют общественные установки в умах людей. Такие силы проистекают не только от государства, но, как показывает гражданская война в Таджикистане, могут также активизироваться и движения снизу, бросающие вызов самому государству. Источники социальной мобилизации в Средней Азии многочисленны. Ислам возродился драматическим и открытым образом. Ислам был привнесен в Среднюю Азию арабскими завоевателями в седьмом веке. В этом регионе расположены наиболее известные традиционные центры исламской культуры и науки, и несмотря на 70 лет усилий советского режима стереть ислам как культурную и религиозную силу, это ему не удалось. Открытое возрождение ислама в постсоветскую эру находит свое выражение в появлении множества мечетей и медресе (религиозных школ) , массовый рост изданий Корана, растущее присутствие религии как источника самоопределения и общественной ориентации людей, стремящихся обрести веру в постсоветском вакууме. Эти проявления ислама часто рассматриваются неглубокими мыслителями как провозвестники "исламского фундаментализма"; однако в Средней Азии, как и везде, ислам многообразен. Официальный ислам продолжает придерживаться позиции зависимости от государства и уступок ему, характерной для советского периода. Однако влияние и легитимность ислама оспариваются другими ветвями веры, не 102 являющимися порождениями государства: склонные к секретности и таинственности ордены Суфи, давно присутствующие в регионе; Ваххабизм (проповедуемый благотворительными обществами из Саудовской Аравии, финансирующими строительство мечетей и школ) ; запрещенная Партия исламского возрождения; и исламские организации из Пакистана, Ирана и Афганистана. Националистические и демократические движения, некоторые из которых действуют в условиях жесточайших политических ограничений или тайно, в условиях запрета, составляют второй источник социальной мобилизации. Они включают Бирлык и Эрк (Узбекистан) , Демократическую партию и Растахиз (Таджикистан) , Агзибирлык (Туркменистан) и Алаш (Казахстан) . Эти организации предлагают политические платформы, в которых сочетаются национализм, элементы реформистского ислама и поощрение развития языка и культуры коренной нации. Третий источник это этнические организации и группы протеста, которые стремятся воздействовать на политику в области приватизации, языка и политических объединений, такие как Самаркандское общество в Узбекистане, Азат и Лад в Казахстане, а также Ашар и Ош Аймаги в Киргизии. Наконец, есть внешние силы (люди, товары, идеи, инвестиции и критерии сравнения) , которые наверняка приобретут еще большую важность в современной Средней Азии, которая участвует в беспрецедентных экономических и культурных контактах с Турцией, Ираном, Афганистаном, Китаем, Пакистаном и Западом. Указанное внутреннее и внешнее влияние в рамках экономических проблем и демографического давления способно усугубить недовольство народа. Инфляция, безработица и спад производства сейчас являются нормой жизни в Средней Азии и будут ей оставаться на обозримое |