Проверяемый текст
Абызов Равиль Михайлович. Типологические проблемы личностных деформаций несовершеннолетних преступников и их предупреждение (Диссертация 1998)
[стр. 52]

52 ными, материалистическими или идеалистическими, монистическими или плюралистическими, приобретали прогрессивное или реакционное значение.
При анализе механизма индивидуального преступного поведения выяснилось, что сложное взаимодействие элементов личности и среды, ведущее к преступлению, не только имеет множество разновидностей, но и в каждом конкретном случае бывает связано с дефектами в нескольких звеньях психологической цепочки, детерминирующей данное поведение.
Стало быть, речь должна идти о совокупности причин конкретного преступления.
Б.С.
Волков полагает, будто бы "категория причинности...
совершенно недостаточна для объяснения человеческого поведения".
Таким объяснением, по его мнению, может служить не причинность, а детерминация; причем "число детерминант, воздействующих на человека, настолько велико, что они вряд ли поддаются учету".
Правда, в той же работе автор отмечает, что "в детерминистической характеристике конкретного поведения задача сводится к тому, чтобы выделить обстоятельства, имеющие решающее значение в выборе намерения, играющие, так сказать, роль причины антиобщественного
поведения"36.
Еще более сложной оказалась картина детерминации преступности и других негативных отклонений в целом.
Выяснилось, что здесь действуют социальные, экономические, психологические,
организационные, правовые и многие другие факторы, связанные практически со всеми сферами общественной жизни.
Выделить какой-нибудь фактор как причину происходящих изменений, а тем более как причину существования социальных отклонений в целом оказалось невозможным.
В связи с этим В.В.
Панкратов, например, писал: "Под причиной в некоторых случаях понимается процесс..., в других законы функционирования и законы развития...
При изучении причин преступности приходится изучать в конечном счете механизм действия
социаль36 См.: Волков Б.С.
Детерминалистическая природа преступного поведения.
Казань.
1975.
С.
49-50, 56.
[стр. 97]

9? *г » Причинные объяснения разного рода негативных явлений преступности, аморализма и т.п.
всегда привлекали внимание ученых и практиков, публицистов и широкой общественности.
В зависимости от своих методологических основ эти объяснения становились объективными или субъективными, материалистическими или идеалистическими, монистическими или плюралистическими, приобретали прогрессивное или реакционное значение.
При анализе механизма индивидуального преступного поведения выяснилось, что сложное взаимодействие элементов личности и среды, ведущее к преступлению, не только имеет множество разновидностей, но и, в каждом конкретном случае, бывает связано с дефектами в нескольких звеньях психологической цепочки, детерминирующей данное поведение.
Стало быть, речь должна идти о совокупности причин конкретного преступления.
Б.С.
Волков полагает, будто бы «категория причинности...
совершенно недостаточна для объяснения человеческого поведения».
Таким объяснением, по его мнению, может служить не причинность, а детерминация; причем «число детерминант, воздействующих на человека, настолько велико, что они вряд ли поддаются учету».
Правда, в той же работе автор отмечает, что «в детерминистической характеристике конкретного поведения задача сводится к тому, чтобы выделить обстоятельства, имеющие решающее значение в выборе намерения, играющие, так сказать, роль причины антиобщественного
поведения»1.
Еще более сложной оказалась картина детерминации преступности и других негативных отклонений в целом.
Выяснилось, что здесь действуют социальные, экономические, психологические,
орга1 В о л к о в Б.
С.
Детерминистическая природа преступного поведения.
Казань, 1975 С 49.
50.
56.


[стр.,98]

98 * низационные, правовые и многие другие факторы, связанные практически со всеми сферами общественной жизни.
Выделить какой-нибудь фактор как причину происходящих изменений, а, тем более, как причину существования социальных отклонений в целом оказалось невозможным.
В связи с этим В.В.
Панкратов, например, писал: «Под причиной в некоторых случаях понимается процесс..., в других законы функционирования и законы развития...
При изучении причин преступности приходится изучать в конечном счете механизм действия
социальных законов»1.
Тем самым причинное объяснение, по существу, было приравнено к анализу детерминации, раскрытию механизмов взаимодействия различных явлений общественной жизни.
Преимущества причинного объяснения явлений природы и общества состоят в том, что при таком объяснении основные звенья в системе взаимодействующих факторов между собой взаимосвязаны.
Именно причинность как внутреннее содержание детерминации и ее сущность отвечает на вопрос, почему произошло то или иное событие (механизм же отвечает на вопрос, как оно произошло).
Давая подробное описание картины явления (например, взаимосвязи аморального поведения с различными социальными факторами), механизм детерминации позволяет самым подробным образом проследить, какие явления и каким образом влияют, скажем, на состояние нравственности подростков, живущих в большом городе.
На фоне этой картины может быть поставлен ряд вопросов, требующих уже причинных объяснений, в частности: почему преступность подростков в городах выше, чем в селах? Чем объясняется различие в состоянии нравственности учащихся общих школ и ПТУ? Чем вызваны те или иные региональные либо временные изменения в пове1 П а н к р а т о в В.
В.
Методология и методика криминологических исследований.
М..
1972.
С.
27, 29.

[Back]