Проверяемый текст
Абызов Равиль Михайлович. Типологические проблемы личностных деформаций несовершеннолетних преступников и их предупреждение (Диссертация 1998)
[стр. 86]

86 тельно, несмотря на то, что многие групповые правила никогда не были четко сформулированы и человеку подчас бывает крайне трудно изложить их содержание, личность, как правило, избирает линию поведения, отвечающую ожиданиям требованиям групп.
Это связано, в частности, с тем, что в распоряжении группы всегда имеются средства, своего рода неформальные санкции, способные принудить личность удерживать свое поведение в рамках, очерченных групповыми нормами.
Неформальные санкции чрезвычайно разнообразны: от обидных кличек до прямой физической расправы с
"нарушителем"65.
Маргинальность по отношению к общественным объединениям и организациям, с одной стороны, и к нелегальным преступным группам, с другой, формирует в ряде случаев в неформальных
молодежных группах криминогенную субкультуру.
Проблема изучения криминогенное™ у неформалов актуализируется в связи с ростом преступности среди несовершеннолетних.
Для получения более объемной социологической картины понадобилось определить социальные факторы, обусловливающие "уход" молодежи в неформальные группы, невозможность самореализации в семье, школе, общественных организациях, конфликты с преподавателями и родителями.
По данным Н.В.Кофырина66,
проводившего исследования в СанктПетербурге, мотивы вхождения и пребывания в неформальной группе подростков следующие: совместные развлечения (45% опрошенных); просто желание провести свободное время (42%); отсутствие взрослых и контроля (34%); необычные приключения и переживания (31%); общие интересы с членами группы (29%); возможность поговорить с теми, кто тебя понимает (27%); 23% опрошенных ответили, что члены группы "очень интересные ребята"; у 9% иные побуждения.
Как видно, мотивы достаточно традиционны.
Но в то же время внешние причины вхождения в группы по месту жительств весьма
65 См.: Блувштейи Ю.
Криминологические аспекты теории малых социальных групп.
М, 1971.
С.27.

06 См.: Кофырин И.В.
Проблемы изучения неформальных групп молодежи //Факты, комментарии.
заметки.

М..
1991.
С.82-83.
[стр. 147]

147 * тем важнее становится общественная роль этих молодежных групп, распространяющая свое влияние на самые различные сферы жизни несовершеннолетних (труд, досуг, общественная деятельность, моральные установки ит.п.)1.
Известно, что личность зависима от микросреды и, в свою очередь, оказывает обратное влияние на окружение.
Обстоятельства, толкающие несовершеннолетнего на преступный путь, одновременно способствуют и образованию преступных групп, ибо подросток, стремясь к общению, неминуемо ищет ту малую социальную группу, которая помогла бы ему утвердиться.
Анализируя малые социальные группы, Ю.
Блувштейн отмечал, что «взаимные ожидания требования членов группы сводятся к тому, что каждый из них будет вести себя в соответствии с групповыми нормами.
И действительно, несмотря на то, что многие групповые правила никогда не были четко сформулированы и человеку подчас бывает крайне трудно изложить их содержание, личность, как правило, избирает линию поведения, отвечающую ожиданиям и требованиям групп.
Это связано, в частности, с тем, что в распоряжении группы всегда имеются средства, своего рода неформальные санкции, способные принудить личность удерживать свое поведение в рамках, очерченных групповыми нормами.
Неформальные санкции чрезвычайно разнообразны: от обидных кличек до прямой физической расправы с
«нарушителем»2.
Маргинальность по отношению к общественным объединениям и организациям, с одной стороны, и к нелегальным преступным группам, с другой, формирует в ряде случаев в неформальных
молодеж1 Б о р б а т А.
В.
Криминологические аспекты образа жизни несовершеннолетних правонарушителей.
М..
1985 С.
143 ? Б л у в ш т е й н Ю Криминологические аспекты теории малых социальных групп.
М., 1971.
С.
27.


[стр.,148]

148 * ных группах криминогенную субкультуру.
Проблема изучения криминогенное^ у неформалов актуализируется в связи с ростом преступности среди несовершеннолетних.
Для получения более объемной социологической картины понадобилось определить социальные факторы, обусловливающие «уход» молодежи в неформальные группы, невозможность самореализации в семье, школе, общественных организациях, конфликты с преподавателями и родителями.
По данным Н.В.

Кофырина1, проводившего исследования в Санкт-Петербурге, мотивы вхождения и пребывания в неформальной группе подростков следующие: совместные развлечения (45%) опрошенных; просто желание провести свободное время (42%); отсутствие взрослых и контроля (34%); необычные приключения и переживания (31%); общие интересы с членами группы (29%); возможность поговорить с теми, кто тебя понимает (27%); 23% опрошенных ответили, что члены группы «очень интересные ребята»; у 9% иные побуждения.
Как видно, мотивы достаточно традиционны.
Но в то же время внешние причины вхождения в группы по месту жительства весьма
показательны: 43% внутреннее одиночество и желание найти друзей; 31% «все надоело»; 16% ссоры с родителями; 11% конфликты в школе, на работе (с преподавателями, начальством); 10% не верят взрослым и разочарованы в окружающих; 9% протестуют против формализма и лжи; 12% «просто не знали, как жить дальше».
Безусловно, часть неформальных групп по месту жительства последовательно криминализируется и постепенно перерастает в группы преступные.
Но это не означает, что все неформальные объединения подростков и молодежи следует рассматривать как потен1 К о ф ы р и н И.
В.
Проблемы изучения неформальных групп молодежи //Факты, комментарии, заметки.

1991.
С.
82-83

[Back]