славовича. «Уже «Церковный Устав» князя Владимира Святославовича предписывает организацию при церквях и монастырях лечебниц, а также приютов для слепых, калек и стариков»5. В 1051 году преподобным Антонием был основан Киево-Печерский монастырь, ставший затем лаврой. «Одним из дел монастыря являлось «безвозмездное врачевание», чему способствовала врачебная слава основателя...»6. По данным М. Мирского, уже к первой половине XIII века было известно о 70 монастырях. «Хотя о точной дате открытия монастырских больниц судить трудно, все же следует считать, что они появились в Древней Руси одновременно, повидимому, с монастырями»7. Особенно важно подчеркнуть, что в отличие от народной и светской (городской) медицины, лечение в монастырских больницах оказывалось бесплатно. В рамках народной медицины оплата осуществлялась самыми разнообразными способами (чаще натуральными продуктами), при светской медицине чаще всего в качестве оплаты служили деньги. Следует отметить, что, по мнению ряда исследователей именно монастырская медицина явилась прообразом современной государственной медицины. Так, например, Ю. К. Дупленко отмечает, что «начало становления на восточно-славянских землях государственной медицины в форме регламентированных властью больниц и госпиталей при монастырях следует относить к о эпохе Киевской княжеской державы —к X XI вв.» . Вторым видом оказания медицинской помощи в Древней Руси являлась светская (городская) медицина. В рамках светской медицины врачебная помощь оказывалась на профессиональной и возмездной основе. Врачевание осуществляли лекари-профессионалы, в том числе и иностранные 5 Дупленко Ю.К. К вопросу о становлении государственной медицины // М едицина и здравоохранение в дни войны и мира. М., 2000. С. 65. 6 Самойлов В.О. История российской медицины. М.: Эпидавр, 1997.-С .1 1 . 7 Мирский М. Медицина в Древней Руси // Медицинская газета. 1998. 30 сентября. С.13. 8 Дупленко Ю.К. Указ. соч. С. 67. 14 |
Важным событием было основание в 1051 году преподобным Антонием Киево-Печерского монастыря, ставшего затем лаврой. “Одним из дел монастыря (Киево-Печерского. С.С.) являлось “безмездное врачевание”, чему способствовала врачебная слава основателя … По данным М.Мирского, уже к первой половине ХШ века бьшо известно до 70 монастырей. “Хотя о точной дате открытия монастырских больниц говорить трудно, все же следует считать, что ’ Дупленко Ю.К. К вопросу о становлении государственной медицины // Медицина и здравоохранение в дни войны и мира. М., 2000. С. 65 ^ Самойлов В.О. История российской медицины. М.: “Эпидавр”. 1997. С. 11 ОНИ появились в Древней Руси одновременно, по-видимому, с монастырями” . Следует особенно заметить, что лечение в монастырских больницах оказывалось бесплатно (“безмездно врачевание”), что отличает данный вид медицины от народной и светской (городской). В первом случае оплата осуществлялась самыми разнообразными способами, в то время как при светской медицине чаще всего в качестве оплаты служили деньги. Значимость монастырской медицины может быть подтверждена также фактом отнесения рядом исследователей ее в качестве начала становления государственной медицины. Так, например, Ю. Дупленко отмечает, что “начало становления на восточно-славянских землях государственной медицины в форме регламентированных властью больниц и госпиталей при монастырях следует относить к эпохе Киевской княжеской державы к X-XI вв…” Светская (городская) медицина в Древней Руси представляла собой вариант организации медицинской помощи, при котором врачевание осуществляли лекари-профессионалы, за определенную плату и с возможностью проводить лечение больных на дому. К числу представителей светской медицины следует, как представляется, отнести также иностранных лекарей, количество которых на Руси того времени было немалым. Среди первых русских врачей, имена которых сохранились и допити до нащих дней, выделяются Иоанн Смеря (был врачом киевского князя Владимира Святославича) и Петр Сириянин, исцелявший людей в Чернигове. Освещая вопросы истории русской медицины, И.Л.Аникин утверждает, что “они (врачи светской медицины. С.С.) в большинстве своем проживали в городах и брали за лечение плату”^. Примечательно, что как и в случае неприятия монастырской медициной представителей медицины народной, ввиду их связи с языческими ценностями. ^ Мирский М. Медицина в Древней Руси // Медицинская газета. 1998. 30 сентября. С. 13 ^ Дупленко Ю.К. Указ. соч. С. 67 ^ Аникин Л И Укач соч Г, 1 4 зо существовала определенная степень противостояния также между светской и монастырской медициной: “духовная и мирская медицина находились, повидимому, друг к другу в некотором антагонизме”’. Особое значение имеет тот факт, что именно светская (городская) медицина регламентировалась нормами первого свода писаного русского права Правдой Русской, о которой речь пойдет ниже. Заслуживают внимания данные о контингенте лиц, получавших медицинскую помощь в тех или иных формах. Действительно, трудно представить, что и представители высшего сословия и простой люд лечились у одних врачей. На самом деле, как правило, князья и бояре лечились у приезжих и светских врачей, в монастырские больницы поступали в основном старики и малоимущие, а народ лечился у знахарей и волхвов, либо своими средствами Подвергая сравнению качество оказываемой медицинской помощи при различных формах организации врачевания Древней Руси, следует отметить, что наиболее качественно она осуществлялась в светской (городской) медицине. Это объясняется следующими обстоятельствами: лекари городской медицины осуществляли свою деятельность на профессиональной основе; врачевание было источником их дохода; |