Проверяемый текст
Стеценко, Семен Григорьевич. Юридическая регламентация медицинской деятельности в России : Исторический и теоретико-правовой анализ (Диссертация 2002)
[стр. 22]

Пункт 1 главы 33 «О докторах» законодательно определяет организационно-штатную структуру медицинской службы действующей армии.
В Уставе сказано, что «надлежит быть при всякой дивизии одному доктору и одному штаб-лекарю, а во всяком полку полевому лекарю, также в каждой роте по цирюльнику, также надлежит быть двум аптекам, одной при кавалерии, другой при инфантерии, и при них по одному аптекарю с двумя гиземями и четырьмя учениками» .
Примечательно, что имеются существенные различия в определении понятий и правовой сути терминов
«доктор», «лекарь», «подлекарь» во времена Петра I и в настоящее время.
Докторами в России
XVLLI —XIX вв.
называли врачей (в современном понимании), получивших диплом после обучения на медицинских факультетах за границей.
Лекари врачи, проходившие подготовку в отечественных учебных заведениях либо ремесленным путем, а подлекари —средний медицинский персонал и учащиеся госпитальных школ29.

Особого внимания заслуживает отражение в Воинском уставе 1716 г.
вопроса платы за лечение.
Глава 33 Устава предусматривала, что
«Доктора и лекари должны лечить всех в войсках пребывающих, от верхних даже и до нижних, без платежа, ибо они за то получают себе жалованье»30.
Таким образом, впервые на законодательном уровне была определена безвозмездная система получения медицинской помощи.
В Уставе определены исключительные случаи, когда получение платы за лечение будет правомерным: речь идет о венерических заболеваниях и бытовыхтравмах, полученных вне рамок служебного времени.

«Однако с таких офицеров, которые наживают себе болезни французские, также и раны, которые они достают в драках от своего произвола, кроме службы государя своего, и за то с них брать плату, смотря по случаю и рангу офицера.»31 28Там же.
С.
106.
29 См.: Сосин В.В.
История Отечественной военно-морской медицины в датах и фактах.
С П б .,1996.С .
8.

30 Книга Устав В оинский.-С П б., 1716.С .
ПО.
31 Там же.
С.
111.
22
[стр. 26]

5.
Указ Петра I от 14 августа 1721 года “Об учреждении в городах аптек под смотрением Медицинской Коллегии, о вспоможении приискивающим медикаменты в Губерниях, и о бытии под надзором упомянутой Коллегии госпиталям”.
6.
Изданный весной 1716 года, лично отредактированный царем.
Воинский Устав определял общую систему организации армии.
Принимая во внимание значительно возросшую потребность в специалистах медиках, становится понятным значительное внимание, уделенное в Уставе вопросам организации медицинского дела.
Главы 33 и 34 Воинского Устава посвящены различным сторонам функционирования госпиталей и профессиональной деятельности докторов и аптекарей.
Подвергая комплексному анализу главу 33 Воинского Устава, которая носит название “Об аптеках, о полевых докторах, аптекарях и лекарях, и их должности” , следует отметить достаточно полную регламентацию определенных в названии главы направлений.
Это представляется принципиальным, поскольку до указанного исторического периода ’ Попов В.Л., Попова Н.П.
Правовые основы медицинской деятельности.
СПб., 1999.
С.
6 ^ Книга Устав Воинский.
СПб..
1716.
С.
106-111 законодательная регламентация медицинской деятельности в России носила бессистемный характер, что не могло не сказаться на общей неудовлетворительной, с точки зрения автора, оценке правовой базы медицины.
Пункт 1 главы 33 “О докторах” представляет интерес с позиций рассматриваемых в диссертации вопросов в связи с законодательно определенной организационно-штатной структурой медицинской службы действующей армии.
Так, в Уставе сказано, что “надлежит быть при всякой дивизии одному доктору, и одному штаб-лекарю, а во всяком полку полевому лекарю, также в каждой роте по цирюльнику, также надлежит быть двум аптекам, одной при кавалерии, другой при инфантерии, и при них по одному аптекарю с двумя гиземями, и четырьмя учениками”’.
Примечательно, что имеются существенные различия в определении понятий и правовой сути терминов
“доктор”, “лекарь”, “подлекарь” во времена Петра I и в настоящее время.
Докторами в России
XVIII XIX вв.
называли врачей (в современном понимании), получивших диплом после обучения на медицинских факультетах за границей.
Лекари врачи, проходившие подготовку в отечественных учебных заведениях либо ремесленным путем, а подлекари средний медицинский персонал и учащиеся госпитальных школ .

В этой связи наличие в главе 33 Воинского Устава дифференцированного подхода к кадровому медицинскому обеспечению армии, с учетом особенностей базовой подготовки медицинского работника, является свидетельством качественной подготовки данного правового документа.
“Также которые из фельдшеров будут лучше и выучатся хорошо лечить, о таких усматривая время от времени, объявлять доктору и штап-лекарю, дабы они могли их производить в лекари”’.
Данное положение характеризует наличие одного из юридически подтвержденных путей получения статуса лекаря т.н.
’ Там же.
С.
106 ^ См.: Сосни В.В.
История Отечественной военно-морской медицины в датах и фактах.
СПб..
1996.
С.
8
ремесленным путем.
Характерно, что правом производства подлекарей в лекари обладали доктора и штап-лекари.
Особого внимания заслуживает отражение в Воинском Уставе 1716 г.
вопроса платы за лечение.
Глава 33 Устава предусматривала, что
“Доктора и лекари должны лечить всех в войска пребывающих, от верхних даже и до нижних, без платежа, ибо они за то получают себе жалованье”^.
Тем самым законодательно определена безвозмездная система получения медицинской помощи.
В Уставе определены исключительные случаи, когда получение платы за лечение будет правомерным: речь идет о венерических заболеваниях и бытовых травмах, полученных вне рамок служебного времени.

“Однако с таких офицеров, которые наживают себе болезни французские, также и раны, которые они достают в драках от своего произвола, кроме службы государя своего, и за то с них брать плату, смотря по случаю и рангу офицера”^.
Налицо сочетание императивности (обязательная плата за лечение в определенных случаях) и диспозитивности (“смотря по случаю и рангу офицера”) при конструировании правовых норм.

[Back]