Проверяемый текст
Стеценко, Семен Григорьевич. Юридическая регламентация медицинской деятельности в России : Исторический и теоретико-правовой анализ (Диссертация 2002)
[стр. 23]

Важнейшую роль в обеспечении правовой регламентации функционирования госпиталей сыграли положения главы 34 Воинского устава «О полевом лазарете (или шпитале)».
Организационно-штатная структура госпиталя, в соответствии с нормами Устава, характеризовалась наличием помимо медицинского персонала также госпитального инспектора, священника, обслуживающего персонала.
В госпитале «...
учрежден быть особенный госпитальный инспектор, доктор, священник, лекарь с хорошей полевой аптекой, и с некоторыми подмастерьями.
Также нужно всегда при 10-ти больных быть, для услужения, одному здоровому солдату и нескольким женщинам, которые этим больным служить имеют и платье на них мыть, также повар,
хлебник и маркетентер»32.
Анализируя вышеприведенные положения Воинского устава 1716 г., можно прийти к выводу о существенных различиях медицинского обеспечения действующей армии и организации охраны здоровья в госпиталях.
Как представляется, уже во времена Петра I были заложены основы этапного лечения с эвакуацией по
назначению принципа, в соответствии с которым развивалась военно-медицинская служба России вплоть до настоящего времени.
В соответствии с этим принципом выделяют медицинское обеспечение войскового звена (полк, дивизия, армия) и госпитального звена (лечебные учреждения, как правило, находящиеся на определенном расстоянии от места боевых действий).

Говоря о значении Воинского Устава в правовой регламентации медицинской деятельности, необходимо отметить, что он закреплял требования, предъявляемые к медицинскому персоналу.
В.
Л.
Попов и Н.
П.
Попова отмечают наличие требований не только к профессиональной деятельности, но и к личным качествам врача33.

Устав так же определял периодичность осмотров раненых и больных.
Так, доктору и штап-лекарю необходимо было больных четыре раза в неделю, а полковому лекарю предписывалось осматривать делать это не 32Там же.
С.
112.
33См.: Попов BJI.,ПоповаHJL Правовые основы медицинскойдеятельности.СПб., 1999.С.
6.

23
[стр. 27]

Важнейшую роль в обеспечении правовой регламентации функционирования госпиталей сыграли положения главы 34 Воинского Устава “О полевом лазарете (или шпитале)”.
Организационно-штатная структура госпиталя, в соответствии с нормами Устава, характеризовалась наличием помимо медицинского персонала также госпитального инспектора, священника, обслуживающего персонала.
В госпитале учрежден быть особенный госпитальный инспектор, доктор, священник, лекарь с хорошей полевой аптекой, и с некоторыми подмастерьями.
Также нужно всегда при 10-ти больных быть, для услужения, одному здоровому солдату, и нескольким женщинам, которые этим больным служить имеют и платье на них мыть, также повар,
’ Книга Устав Воинский.
СПб., 1716.
С.
110 ^ Там же.
С.
111 ^ Тям же хлебник и маркетентер”’.
Анализируя вышеприведенные положения Воинского Устава 1716 г., можно прийти к выводу о существенных различиях медицинского обеспечения действующей армии и организации охраны здоровья в госпиталях.
Как представляется, уже во времена Петра I были заложены основы этапного лечения с эвакуацией по
назначенїпо принципа, в соответствии с которым развивалась военно-медицинская служба России вплоть до настоящего времени.
В соответствии с этим принципом выделяют медицинское обеспечение войскового звена (полк, дивизия, армия) и госпитального звена (лечебные учреждения, как правило, находящиеся на определенном расстоянии от места боевых действий).

Именно законодательная регламентация стала одним из определяющих факторов того, что данная система медицинского обеспечения выдержала проверку временем.
Следует отметить и упоминание наряду с организационно-штатными особенностями также и основной цели именно такой организации госпитального дела.
Речь идет об основном предназначении и главной задаче госпиталя (полевого лазарета) “дабы оные (раненые и больные С.С.), сколько возможно прежнее здравие получить могли”^.
Под этим понимается восстановление здоровья с целью возвращения в строй.
Тем самым, благодаря нормативной базе создается положение, при котором увеличиваются показатели восстановления боеспособности личного состава действующей армии.
Основная задача военномедицинской службы и в настоящее время, как представляется, базируется на этом положении.
Требования, предъявляемые к медицинскому персоналу
одна из важных особенностей регламентации охраны здоровья, осуществляемой в Воинском Уставе.
В.
Попов и Н.
Попова отмечают наличие требований не только к профессиональной деятельности, но и к личным качествам врача^.

Частным ’ Там же.
С.
112 ^ Там же.
^ См.: Попов В.Л., Попова Н.П.
Правовые основы медицинской деятельности.
СПб., 1999.
С 6
фактором может также служить определение периодичности осмотров раненых и больных, предписываемое медикам в Уставе.
Так, для доктора и штап-лекаря необходимо было осматривать больных четыре раза в неделю, а полковому лекарю предписывалось делать это не реже двух раз в день’.
Тем самым, следует полагать, законодатель пытался внести элементы единых подходов к лечению пострадавших.
В настоящее время принцип стандартизации в медицине, как представляется, одной из исходных предпосылок имел подобные положения.
Морской Устав появился в России в 1720 году.
Настоятельная необходимость иметь сильный флот стала очевидной еще в конце ХУП века.
Петр I, понимая значимость морской составляющей в военной мощи государства, энергично принялся за постройку кораблей, вспомогательных судов, организацию отечественного флота.
Комплексно рассматривая задачу создания военно-морских сил России, царь руководит разработкой основополагающего законодательного акта, регламентирующего все стороны функционирования флота.
Таким нормативно-правовым актом стал утвержденный в 1720 году Морской Устав нормативный документ, регулирующий вопросы организации и функционирования Военно-Морского Флота России.
Принимая во внимание неразрывность функционирования военно-морских сил и медицинского обеспечения флота, в Морском Уставе значительная роль отводится регламентации медицинской деятельности.
Положения об организации медицинского обеспечения флота содержатся в книгах первой, третьей и пятой Морского Устава.
При этом, по аналогии с Воинским Уставом 1716 года, целесообразно отметить комплексность подхода к регламентации деятельности медиков, подтверждением чего являются нормы Морского Устава.

[Back]