Проверяемый текст
Стеценко, Семен Григорьевич. Юридическая регламентация медицинской деятельности в России : Исторический и теоретико-правовой анализ (Диссертация 2002)
[стр. 32]

(«желтые дома»).
Первый «желтый дом» был открыт в 1776 году.
В том же году в Москве, в Екатерининской больнице, начало действовать специальное отделение; такие же отделения появились в Екатеринославле и в Симбирске (1772).
В Петербурге в 1779 году открылся первый приют для душевнобольных.
В общем виде организационно-правовое значение
«приказной медицины», существовавшей в России с 1775 года до конца XIX века, заключается в том, что данный вариант организации здравоохранения позволил государству обеспечить равную доступность медицинской помощи, в том числе для социально слабозащищенных категорий населения.
Организация медицинских учреждений Приказов общественного призрения позволила обеспечить быстрый рост государственной медицины, развитие
прежде всего ее практического направления.
Важнейшим событием второй половины XIX века является земская реформа введение в 1864 году земского хозяйственного самоуправления в 34 губерниях Российской империи (главным образом, в центральных).
С земской реформой непосредственно связано возникновение земской медицины.
В результате реформирования государственного устройства появились новые формы местного самоуправления земства.
В ведении земств находились вопросы обустройства повседневной жизни населения территориальных единиц: промышленность, торговля, дорожное хозяйство, школы, больницы и т.
п.
Основная задача земской медицины, которая
становится очевидной при системном анализе организации здравоохранения в России после 1864 года обеспечение равной доступности медицинской помощи всему населению страны, в первую очередь сельскому.
Основными законодательными новшествами земской медицины были:
участковость в медицинском обслуживании сельского населения; плановость в проведении мероприятий медицинского обеспечения населения;
[стр. 44]

инспектор управы обязан иметь по крайней мере степень доктора медицины и состоять на службе не менее 6 лет; знать основательно русский язык и иметь навыки в производстве письменных дeл”^ В этой связи представляется важным выделить правовые квалификационные требования, которые, по сути, были введены посредством Врачебного устава для инспекторов Врачебных управ.
За счет качественного контролирования деятельности больничных учреждений Приказов общественного призрения достигался полный и объективный надзор за предоставлением медицинской помощи.
Больницы, входящие в систему “приказной медицины” могут быть разделены на три группы: обычные больницы (госпиталя); дома для неизлечимо больных и больницы для психически неполноценных людей.
Заслуживают внимания законодательные требования, предъявляемые к врачу Приказа общественного призрения, которые отмечает в своей работе С.
Шевченко: “Всякий врач, как служащий, так и не служащий, по своему званию и сопряженному с ним классу есть уже чиновник.
Поэтому то законы определяют его обязанности в отношении к больным и к государству, полагая первою из них человеколюбие и всегдащнюю готовность к оказанию деятельной помощи всякого звания людям, болезням одержимым.
Эти качества еще нужнее для оператора, потому что без его помощи иногда никакие средства не в состоянии исцелить, или даже облегчить больного; но операций, особливо в важных случаях, если время и обстоятельства терпят, он не должен совершать без советов и присутствия других врачей”^.
1 Из данных положений законодательства того времени вытекают характерные особенности статуса врача “приказной медицины”.
Вне зависимости от нахождения медика на службе у государя, врач приравнивался по своему званию к чиновнику.
Второе обстоятельство обязанность врачей оказывать медицинскую помощь вне Цит.
по: Кузьмин В.Ю.
Указ.
соч.
С.
75 1 Цит.
по: Шевченко С.Е.
Право на охрану здоровья в монархической России //Бюллетень ШШ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им.
Семашко 1998 Nb4 Г 1QQ зависимости от социального статута и материального положения нуждающегося человека.
И, наконец, немаловажное значение приобретает необходимость обязательного коллегиального решения сложных клинических ситуаций, особенно в области хирургии.
В данном случае, как представляется, речь идет о наличии требований к врачам, соответствие которым предполагало возможность работать в больницах Приказа общественного призрения.
В общем виде организационно-правовое значение
“приказной медицины”, существовавщей в России с 1775 года до конца XIX века, заключается в том, что данный вариант организации здравоохранения позволил государству обеспечить равную доступность медицинской помощи в том числе для социально слабо защищенных категорий населения.
Организация медицинских учреждений Приказов общественного призрения позволила обеспечить быстрый рост государственной медицины, развитие
ее прежде всего практического направления.
В этой связи представляется уместным отнесение Приказов общественного призрения, по мнению А.
и.
Герцена, к “лучшим памятникам екатерининского времени”’.
///.
Регламентация преобразований в системе высшего медицинского образования Освещая вопросы правовой регламентации здравоохранения в России с середины XVni века по 1917 год (период функционирования юридического обеспечения медицинской деятельности), нельзя не упомянуть о преобразованиях, происходивших в системе высшего медицинского образования.
Решение задачи, поставленной еще во времена правления Петра Великого, заключавшейся в необходимости организации подготовки собственных медицинских кадров, бьшо в значительной степени достигнуто в период существования Медицинской коллегии и Медицинского департамента Министерства внутренних дел.
Учитывая то обстоятельство, что указанные преобразования в сфере медицинского образования были бы невозможны без должного нормативно-правового обеспечения, представляется целесообразным более детально осветить юридическую базу реорганизации системы высшего медицинского образования.


[стр.,47]

^ Указ Николая I от 29 апреля 1840 года “О принятии в управление МедикоХирургических Академий Московской и Виленской “ // ПСЗ 2 Т XV № 1 Относительно формирования единого государственного стандарта, необходимо отметить, что в его основе, как представляется, заключена идея этапности клинического образования, одним из инициаторов которого в России был Н И.
Пирогов.
“Работа над подготовкой нового официального документа, законодательно закреплявшего новый порядок клинического обучения студентов медицинского факультета, продолжалась еще около 3-х лет и завершилась принятием знаменитого “Дополнительного постановления о медицинском факультете императорского Московского факультета” лишь в декабре 1845 года”’.
Тем самым в России того времени законодательно определена трехступенчатая система медицинского образования.
На первом этапе теоретическое освоение клинических дисциплин, сочетающееся с методикой обследования больного.
На втором изучение классических форм заболеваний, проводившееся в стенах факультетских клиник.
И, наконец, заключительной ступенью медицинского образования было освоение разнообразных вариантов одинаковьпс заболеваний, происходившее в госпитальных клиниках.
Таким образом, нормативно-правовые преобразование, произошедшие в сфере регулирования высшего медицинского образования в России XVIII-XIX веков, послужили делу становления трехэтапной подготовки будущих медиков, созданию единых государственных стандартов подготовки врачей, соорудили своеобразный фундамент, способствовавший появлению отечественных квалифицированных медицинских специалистов.
IV.
Юридическое обеспечение и основные черты земской медицины Важность рассмотрения правовых и организационных особенностей функционирования в России земской медицины объясняется тем фактом, что ’ Сточик А.М., Затравкин С И., Сточик А.А.
Возникновение идеи этапности клинического преподавания//Клиническая медицина 2001 №1 Г 74 развитие данной формы охраны здоровья граждан сыграло значительную роль как в системе медицины, так и в общих вопросах государственного управления общественными отношениями.
Тот положительный эффект, который был достигнут путем введения земской медицины, делает обоснованным рассмотрение всех сторон функционирования земств, в целях достижения результатов как историкоправового наполнения, так и перспектив использования подобного опыта при организации оказания медицинской помощи в будущем.
“Возникновение земской медицины непосредственно связано с земской реформой введением в 1864 г.
земского хозяйственного самоуправления в 34 губерниях Российской империи (главным образом, в центральных)”’.

Император Александр П, проводя реформирование государственного устройства, утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”, в результате чего в России появились новые формы местного самоуправления земства.
В ведении земств находились вопросы обустройства повседневной жизни населения территориальных единиц: промышленность, торговля, дорожное хозяйство, школы, больницы и т.п.
Основная задача земской медицины, которая
видна при системном анализе организации здравоохранения в России после 1864 года обеспечение равной доступности медицинской помощи всему населению страны, в первую очередь сельскому.
Подтверждением новшества подобной организации медицины даже в общемировом масштабе может служить мнение современника описываемых событий И.
Моллесона: “Нам, русским, первым предстоит сделать крупный шаг вперед и указать путь другим, так как сколько известно, нигде за границей не было даже и попытки к такой организации народной медицины”^.
Комплексный анализ организации системы здравоохранения в России второй половины XIX века позволяет сделать вывод о том, что основными законодательными новшествами земской медицины были: ’ Арутюнов Ю.А.
Земская медицина в Московской губернии во второй половине ХЕХ начале XX вв.
/ Науч.
ред.
АИ.
Уткин.
М., 2000.
С.
14  участковость в медицинском обслуживании сельского населения;   плановость в проведении мероприятий медицинского обеспечения населения,

[Back]