104 зультате этого, знание становится онтологически активным, посредством его мир не просто познается, но и формируется. И истина не представляет, как это обыкновенно принимают, идеального отражения чего-то реального, но есть свободное порождение человеческого духа, порождение которого вообще не существовало бы нигде, если бы мы сами его не производили. Игровая рациональность находится во временных отношениях, что существенно обогащает науку и позволяет увидеть ее в перспективе. Классическая эпистемология игнорировала эти факторы. Игровой аспект может наделять субъекта познания свободой в творчестве, но в тоже время, эта свобода должна корректироваться моральными принципами, которые нс позволят науке выродиться в анархию с ее признаками вседозволенности. Подходя к научному познанию, как к интеллектуальной игре, порождаемой идеями и основанными на них гипотезами, нельзя не задаться вопросами: что является источником идей, благодаря которым наука движется вперед? Есть ли у процесса научного творчества хоть какие-то закономерности? Когда ученый занят творческой деятельностью, его внимание, естественно, направлено на нее самое, а не наблюдение за процессом ее протекания; поэтому вполне понятно, что после того, как новая идея появилась, «автор ее нередко просто не в состоянии объяснить, как и почему это произошло. Но когда ученые все же предпринимают попытки рассказать о процессе своего творчества, дело редко обходится без ссылок па «догадку», «озарение», «прозрение» и т.п. Интуиция! Вот что, по-видимому, играет самую существенную роль, даже более того решающую роль в создании новых научных представлений и идей, согласно едва ли нс единодушному признанию их творцов» [105, с.5]. Если собрать все упоминания и высказывания об Интуиции, то она оказывается поисгине вездесущей: она дает направление исследованию, формирует наглядные мысленные модели объектов, недоступных непосредственному наблюдению, истолковывает эмпирические данные, конструирует фундаментальные понятия и общие принципы. С помощью ин |
80 Вместе с тем, игра, оставаясь вне морали, все-таки создает свою собственную мораль, свой круг приоритетов и принципов, которые должны соблюдаться. Отличительной чертой игровой рациональности в научном познании является отсутствие хронотопа пространства. «Научная игра» продукт человеческого сознания. Само сознание — непротяженно. Оно, таким образом, не существует в пространстве, хотя временные характеристики к нему применимы. Анализируя вышеизложенное, можно говорить о том, что классическая эпистемология, не смогла увидеть в субъекте активного познавательноигрового начала. В результате чего, сам процесс познания сводится либо к отражению действительности, либо к конструированию знания исходя из истинных начал. Рассмотрение субъкт-объектных отношений в форме игры, позволяет по-новому взглянуть на научное познание и основные его категории. В результате этого знание становится онтологически активным, посредством его формируется, а не познается мир. И истина не представляет, как это обыкновенно принимают, идеального отражения чего-то реального, но есть свободное порождение человеческого духа, порождение которого вообще нс существовало бы нигде, если бы мы сами его не производили. Игровая рациональность находится во временных отношениях, что существенно обогащает науку и позволяет увидеть ее в перспективе. Классическая эпистемология игнорировала эти факторы. Игровой аспект наделяет субъекта познания свободой в творчестве, но в тоже время, эта свобода должна корректироваться моральными принципами, которые не позволят науке выродиться в анархию с ее признаками вседозволенности. 91 Глава 3. Структура игровой рациональности. <$•7.Интуиция. Не существует логического пути, ведущего к законам. Они могут быть получены только при помощи интуиции, основанной на феномене, схожем с интеллектуальной любовью к опытам. Л. Эйнштейн Подходя к научному познанию, как к интеллектуальной игре, порождаемой идеями и основанными на них гипотезами, нельзя не задаться вопросами: что является источником идей, благодаря которым наука движется вперед? Есть ли у процесса научного творчества хоть какие-то закономерности? Когда ученый занят творческой деятельностью, его внимание, естественно, направлено на нее самое, а не наблюдение за процессом ее протекания; поэтому вполне понятно, что после того, как новая идея появилась, автор ее нередко просто не в состоянии объяснить, как и почему это произошло. Но когда ученые все же предпринимают попытки рассказать о процессе своего творчества, дело редко обходится без ссылок на «догадку», «озарение», «прозрение» и т.п. Интуиция! Вот что, по-видимому, играет самую существенную роль, даже более того решающую роль в создании новых научных представлений и идей, согласно едва ли не единодушному признанию их творцов1. Интуиция, если собрать все высказывания о ней, оказывается поистине вездесущей: она дает направление исследованию, формирует наглядные мысленные модели объектов, недоступных непосредственному наблюдению, истолковывает эмпирические данные, конструирует фундаментальные понятия и общие принципы, вырабатывает гипотезы, определенные цепи дедуктивных рассуждений, стимулирует выбор эффективных приемов и методов исследования... Трудно назвать какой-либо 1 Кармин А. С. Хайкнн Е. П. Научное творчество и проблема интуиции М. 1971. С.5. 127 Слияние субъкт-объектных отношений в форме игры, позволяет поновому взглянуть на научное познание и основные его категории. В результате этого слияния знание становится онтологически активно, посредством его формируется, а не познается мир. И истина не представляет, как это обыкновенно принимают, идеального отражения чего-то реального, но есть свободное порождение человеческого духа, порождение которого вообще не существовало бы нигде, если бы мы сами его не производили. Игра позволяет выйти познающему субъекту за собственные пределы, трансцендировать к новым смыслам и ценностям. Суть научной игры состоит в трансцеиденции, в постоянном преодолении любых форм предметно сущего, любых границ. Играя, человек творит то, чего еще не было, свершает истину, распредмечивает сущее и раскрывает бытие. Игра это учреждение истины и ее осуществление. Через игру свершается сдвиг и расширение границ человеческого опыта. Игровой аспект наделяет субъекта познания свободой в творчестве, но в тоже время, эта свобода должна корректироваться моральными принципами, которые не позволят науке «обрасти» признаками анархии, с ее распущенностью и вседозволенностью. «Научная игра» развивается по правилам морали, которые, в свою очередь, опираются на базовые духовные ценности всей человеческой цивилизации. Соответственно, целью науки является не просто истина, а истина, согласованная с определенными моральными требованиями. Эти требования диктуются чрезвычайно сложной задачей задачей выживания человечества. Это объясняется тем, что игра в науку может быть не только созидательна, но и разрушительна. Зарождение и дальнейшее развитие игры в познании происходит за счет таких аспектов, как и интуиция, и фантазия (воображение). Оба элемента близкие по духу, все же имеют отличие; если интуиция пассивна по своей сути, она «видит» решение проблемы или пути к ее решению сразу без |