107 то дорогу с вехами станций. Но будущего нет оно делается за счет заложенного в игру компонента под названием «интуиция». Благодаря ей, из веера игр, мы выбираем будущее пока мам не понравится. Тем самым, интуиция возлагает ответственность на участника игры, ввиду того, что тот начинает в значительно большей степени понимать, что поток событий творится им самим, а не наблюдается в объективных закономерностях. В качестве аналога хаоса в когнитивных процессах можно истолковать разнообразие элементов знания, составляющих креативное поле поиска, разнообразие испытываемых ходов развертывания мыслей, наличие различных сценариев движения в проблемном поле мысли. Конечно, разнообразие элементов знания, строго говоря, нетождественно хаосу. Разнообразные элементы усвоенного человеком знания, как правило, организованы в систему. Но, во-первых, есть и значительная часть неструктурированного, аналитически еще не обработанного знания. А вовторых, в процессе напряженного поиска, подключающего интуицию, в сферу просматриваемого, «перебираемого», втягиваются элементы внесистемного и иносистемного, ушедшие глубоко в подсознание элементы, образующие обычно в сознании лишь слабые следы. Рождение нового зачастую связано с нарушением привычной системы упорядоченности: с переструктурированием знания или с достраиванием, выходом за пределы исходной системы. Активное допущение даже «глупых» действий и идей есть механизм выхода за пределы стереотипов мышления. Нельзя отстраняться и от абсурда. Ибо абсурд это тайная кладовая рационального, его стимул и его потенциальная форма. Умная мысль рождается из глупости, рациональное из абсурда, порядок из беспорядка. Здесь можно вспомнить о некоторых способах развития искусства интуиции, используемые на Востоке. Например, танки пятистрочные ритмически организованные стихи, в которых часто используются парадоксальные, |
95 Тем самым, интуиция возлагает ответственность на участника игры, ввиду того, что тот начинает в значительно большей степени понимать, что поток событий творится им самим, а не наблюдается в объективных закономерностях. С точки зрения синергетики механизм интуиции можно представить как механизм самодостраивания структуры (визуальных и мысленных образов, идей, представлений) на поле мозга и сознания. Самодостраивание целостной структуры, гю-видимому, происходит как в процессе научного, так и в процессе художественного творчества. Отсюда вытекают и поиски способов управления творческой интуицией, насколько это вообще возможно. Управлять и интуицией значит инициировать самопроизвольное достраивание, переструктурирование сенсуального материала и интеллектуального материала. Синергетика свидетельствует о том, что хаос является конструктивным механизмом самоорганизации сложных систем. А именно, он необходим, для того чтобы система вышла на собственную тенденцию развития, чтобы инициировать процесс самодостраивания. В результате нарабатывается некий продуктивный ментальный мицелий (пересеченная, сложноорганизованная сеть ходов), который служит полигоном для свободного движения мысли, для ее выхода в иные измерения, на новые уровни. Фридрих Ницше выразил эту мысль в поэтической, иносказательной форме: «Нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду»1. В качестве аналога хаоса в когнитивных процессах можно истолковать разнообразие элементов знания, составляющих креативное поле поиска, разнообразие испытываемых ходов развертывания мыслей, наличие различных сценариев движения в проблемном поле мысли. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. 1994. Кя2. С.114. 96 Конечно, разнообразие элементов знания, строго говоря, нетождественно хаосу. Разнообразные элементы усвоенного человеком знания, как правило, организованы в систему. Но, во-первых, есть и значительная часть неструктурированного, аналитически еще не обработанного знания. А во-вторых, в процессе напряженного поиска, подключающего интуицию, в сферу просматриваемого, «перебираемого», втягиваются элементы внесистемного и иносистемного, ушедшие глубоко в подсознания элементы, образующие обычно в сознании лишь слабые следы. Рождение нового связано как раз с нарушением привычной системы упорядоченности: с переструктурированием знания или с достраиванием, выходом за пределы исходной системы. Активное допущение даже «глупых» действий и идей есть механизм выхода за пределы стереотипов мышления. Нельзя отстраняться и от абсурда. Ибо абсурд это тайная кладовая рационального, его стимул и его потенциальная форма. Умная мысль рождается из глупости, рациональное из абсурда, порядок из беспорядка. Здесь можно вспомнить о некоторых способах развития искусства интуиции, используемые на Востоке. Например, танки пятистрочные ритмически организованные стихи, в которых часто используются парадоксальные, нелепые соединения, странные противопоставления конкретных образов, намеки, требующие личностного распознавания и интуитивного достраивания. Или коаны парадоксальные загадки, имеющие более или менее уникальные решения, призванные осознать пределы логических рассуждений и пробудить способности к интуитивному поиску. По всей вероятности, для когнитивных систем сохраняет силу из теории систем, принцип необходимого разнообразия элементов. Природные системы тем устойчивее, чем выше их разнообразие. Ибо в наличном разнообразии элементов потенциально содержатся формы приспособления к |