Проверяемый текст
Илюшин Алексей Максимович. Теоретико-игровые аспекты научного познания (Диссертация 2008)
[стр. 108]

108 нелепые соединения, странные противопоставления конкретных образов, намеки, требующие личностного распознавания и интуитивного достраивания.
Или коаны парадоксальные загадки, имеющие более или менее уникальные решения, призванные осознать пределы логических рассуждений и пробудить способности к интуитивному поиску.
По всей вероятности, для когнитивных систем сохраняет силу из теории систем, принцип необходимого разнообразия элементов.
Природные системы тем устойчивее, чем выше их разнообразие.
Ибо в наличном разнообразии элементов потенциально содержатся формы приспособления к
различным вариантам будущего.
Разнообразие системы делает ее устойчивой к многовариантному будущему.
Известно, что на всех исторических этапах развития природы ее исходное разнообразие было больше, чем это было необходимо для дальнейшего динамического развития.
Этот излишек называют «барокко природы».
Аналогично можно предположить, на первоначальном этапе расточительность, неэкономия творческого оборачивается в итоге выигрышем большей плодотворностью и жизнеспособностью его результата.
Это странное излишество можно было бы по аналогии назвать «барокко знания».
Механизм самодостраивания включает в себя направленность на возникающее целое.
Талантливый ученый или художник способен взглянуть на создаваемое им произведение как бы с расстояния «птичьего полета», он держит в уме весь его план, замысел, фабулу, интригу.
Этот план, главная идея или образ это та путеводная нить, на которую нанизываются все элементы знания и опыта.
Установочный план не обязательно нечто логически ясное и выраженное.
Напротив, это скорее всего неосознаваемый, невербализуемый и нерасчлененный «сгусток смысла», выливается рано или поздно в выражение мыслей в вербализованной форме.
Кроме того, в свете синергетики можно было бы добавить, что план играет роль некоторого стимула, своего рода резонансного воздействия на сложный комплекс сознания подсознания.
План
[стр. 96]

96 Конечно, разнообразие элементов знания, строго говоря, нетождественно хаосу.
Разнообразные элементы усвоенного человеком знания, как правило, организованы в систему.
Но, во-первых, есть и значительная часть неструктурированного, аналитически еще не обработанного знания.
А во-вторых, в процессе напряженного поиска, подключающего интуицию, в сферу просматриваемого, «перебираемого», втягиваются элементы внесистемного и иносистемного, ушедшие глубоко в подсознания элементы, образующие обычно в сознании лишь слабые следы.
Рождение нового связано как раз с нарушением привычной системы упорядоченности: с переструктурированием знания или с достраиванием, выходом за пределы исходной системы.
Активное допущение даже «глупых» действий и идей есть механизм выхода за пределы стереотипов мышления.
Нельзя отстраняться и от абсурда.
Ибо абсурд это тайная кладовая рационального, его стимул и его потенциальная форма.
Умная мысль рождается из глупости, рациональное из абсурда, порядок из беспорядка.
Здесь можно вспомнить о некоторых способах развития искусства интуиции, используемые на Востоке.
Например, танки пятистрочные ритмически организованные стихи, в которых часто используются парадоксальные, нелепые соединения, странные противопоставления конкретных образов, намеки, требующие личностного распознавания и интуитивного достраивания.
Или коаны парадоксальные загадки, имеющие более или менее уникальные решения, призванные осознать пределы логических рассуждений и пробудить способности к интуитивному поиску.
По всей вероятности, для когнитивных систем сохраняет силу из теории систем, принцип необходимого разнообразия элементов.
Природные системы тем устойчивее, чем выше их разнообразие.
Ибо в наличном разнообразии элементов потенциально содержатся формы приспособления к


[стр.,97]

97 различным вариантам будущего.
Разнообразие системы делает ее устойчивой к многовариантному будущему.
Известно, что на всех исторических этапах развития природы ее исходное разнообразие было больше, чем это было необходимо для дальнейшего динамического развития.
Этот излишек называют «барокко природы».
Аналогично можно предположить, на первоначальном этапе расточительность, неэкономия творческого оборачивается в итоге выигрышем большей плодотворностью и жизнеспособностью его результата.
Это странное излишество можно было бы по аналогии назвать «барокко знания».
Механизм самодостраивания включает в себя направленность на возникающее целое.
Талантливый ученый или художник способен взглянуть на создаваемое им произведение как бы с расстояния «птичьего полета», он держит в уме весь его план, замысел, фабулу, интригу.
Этот план, главная идея или образ это та путеводная нить, на которую нанизываются все элементы знания и опыта.
Установочный план не обязательно нечто логически ясное и выраженное.
Напротив, это скорее всего неосознаваемый, невербализуемый и нерасчлененный «сгусток смысла», выливается рано или поздно в выражение мыслей в вербализованной форме.
Кроме того, в свете синергетики можно было бы добавить, что план играет роль некоторого стимула, своего рода резонансного воздействия на сложный комплекс сознания — подсознания.
План
инициирует работу подсознания, способствует выведению погенциально-зреющего знания наружу, его вербализации и логическому оформлению.
На базе увеличения разнообразия, «перевзвешивания» познавательных ценностей происходит отбор, отсечение «ненужного».
Творческое мышление происходит не путем случайного перебора вариантов, а посредством выбора главного, чтобы организовать целое.
Самоорганизация происходит вокруг

[Back]