Проверяемый текст
Илюшин Алексей Максимович. Теоретико-игровые аспекты научного познания (Диссертация 2008)
[стр. 111]

111 ном, остается незамеченным, поскольку ум ученого воспринимает лишь те комбинации, которые могут оказаться плодотворными.
Поэтому строительство бесчисленных комбинаций является лишь началом творчества, прелюдией к нему.
Это говорит о том, что интуиция опирается на два компонента: определенный уровень наличного знания и активное (игровое) отношение ученого к этому знанию.
Свободная игра понятиями, неожиданные и в то же время изящные комбинации и приводят к изобретению новых понятий результатов интуитивного синтеза.
С процессом интуитивного нахождения новых образов и идей связаны все сколько-нибудь значительные открытия в науке.
Интуиция является важнейшим средством создания наглядных представлений об объектах находящихся за пределами обыденного опыта.
В современной науке,
исследующей весьма необычные с точки зрения здравого смысла явления, роль ее, естественно, возрастает.
Только с ее помощью возможно создание наглядных образов микрообъектов, многомерного пространства.
Особое значение она приобретает в решении задач моделирования объектов, недоступных непосредственному чувственному восприятию.
С помощью интуиции можно представить наглядные представления об объектах, сколь угодно-удаленных от сферы непосредственного чувственного созерцания.
Логическое развитие теории само по себе не выводит нас за ее пределы; создание новой теории, раскрывающей более глубокую сущность изучаемых явлений, всегда происходит с помощью интуиции.
Творчество всегда связано с
поиском нового, и такой поиск не может быть формализован во всех своих моментах, т.е.
по существу не может быть такой формулы открытия, которая могла бы алгоритмизировать процесс творчества во всех его моментах в силу самой сущности этого процесса, связанного с поиском нового.
Именно поэтому в научном творчестве должны проявить себя и проявляют интуиция, фантазия, выдвигаются идеи и строятся гипотезы, которые не
[стр. 100]

100 мышления исследователя и в результате какого-либо внешнего толчка, далекого от обстоятельств исследования.
Комбинируя, сознание играет будущим, синтезируя чувственно-наглядное и абстрактно-понятийное.
Тем самым «создавая трудности для построения точного знания, интуиция одновременно включает в познание активное творческое начало и личные возможности самого исследователя»1.
Несмотря на свою иррациональную природу, интуиция «работает» там, где есть объем накопленной ранее информации, что даже ошеломляющее своей неожиданностью и необычностью открытие является результатом предшествующей напряженной работы.
В своем роде в науке, как и в шахматах, интуитивные комбинации не возникают на пустом месте, а являются результатом всей предшествующей игры шахматиста.
«Интуиция подобна вершине конуса, а весь конус до основания это непрерывный труд»2.
Абсолютное большинство комбинаций, образующихся в подсознательном, остается незамеченным, поскольку ум ученого воспринимает лишь те комбинации, которые могут оказаться плодотворными.
Поэтом}' строительство бесчисленных комбинаций является лишь началом творчества, прелюдией к нему.
Это говорит о том, что интуиция опирается на два компонента: определенный уровень наличного знания и активное (игровое) отношение ученого к этому знанию.
Свободная игра понятиями, неожиданные и в то же время изящные комбинации и приводят к изобретению новых понятий результатов интуитивного синтеза.
С процессом интуитивного нахождения новых образов и идей связаны все сколько-нибудь значительные открытия в науке.
Интуиция является важнейшим средством создания наглядных представлений об объектах находящихся за пределами обыденного опыта.
В современной науке,
1 Мнксшипа Л.
Л.
Философия науки.
М.
2005.
С.85.
2 Александров П.
С.
Мера таланта, эстетика поиска.
М.
1969.
С.251.


[стр.,101]

101 исследующей весьма необычные с точки зрения здравого смысла явления, роль ее, естественно, возрастает.
Только с ее помощью возможно создание наглядных образов микрообъектов, многомерного пространства.
Особое значение она приобретает в решении задач моделирования объектов, недоступных непосредственному чувственному восприятию.
С помощью интуиции можно представить наглядные представления об объектах, сколь угодно-удаленных от сферы непосредственного чувственного созерцания.
Логическое развитие теории само по себе не выводит нас за ее пределы; создание новой теории, раскрывающей более глубокую сущность изучаемых явлений, всегда происходит с помощь интуиции.
Творчество всегда связано с
определенным скачком, поиском нового, которые не могут быть формализованы во всех своих моментах, т.е.
по существу не может быть такой формулы открытия, которая могла бы алгоритмизировать процесс творчества во всех его моментах в силу самой сущности этого процесса, связанного с поиском нового.
Именно поэтому в научном творчестве должны проявить себя и проявляют интуиция, фантазия, выдвигаются идеи и строятся гипотезы, которые не
имеют на этапе их выдвижения достаточного логического обоснования, а лишь значение предположения, «...интуиция выполняет своего рода «пусковую» функцию в творческом движении разума, который выдвигает новые идеи или мгновенно «схватывает» истину не в результате следования законам логического вывода из существующего знания, но «чисто интуитивно», лишь затем «проверяя результаты логикой»...
Соответственно, на этом пути, преодолевая догматизм и формализм рассудка, разум проходит этапы движения от существующего рационального через иррационально-интуитивное к новому рациональному»1.
Тем самым происходит трансценденция познающего субъекта, вовлечение его в мир 1 Миксшинв Л.А.
Философия науки.
М.
2005.
С.83.

[Back]