из проблему доверия человеку, познающему мир в игровых формах. Такая, на первый взгляд сложная, но очень важная конструкция построения игры, обязательно должна присутствовать во всех игровых формах научнопознавательной деятельности. 2.3. Моральные границы «научной игры» Если подходить к научно-познавательной деятельности с точки зрения игровой составляющей, нельзя не затронуть вопросы этики. Насколько далеко ученый может продвинуться в своей интеллектуальной игре на пути к истине и добру? Есть ли у этого пути моральные границы? Этична ли наука? Классические принципы научной этики довольно аскетичны: установление фактов и только фактов. Такие этические категории, как личная убежденность, вера, понятие о гуманизме и справедливости, совесть, наконец, — должны быть исключены из методологического арсенала; основными инструментами научной методологии являются такие не содержащие ценностных элементов категории, как логика и диалектика. Иными словами, научная методология должна находиться вне морали, а ученый, входя в науку оставить собственную совесть за ее порогом, отказаться от своих личных убеждений, заменив их верой только в факт и в действенность только строгих научных методов, во всех отраслях науки без исключения. Четко сформулированные постулаты, с которых должно начинаться любое научное исследование, плюс факты; на их основе строится гипотеза (то есть, первичное, интуитивное предположение о том, что должно получиться в результате построений при наложении принятого постулата на уже известные факты). Гипотеза, как гласят классически постулаты, прорабатывается с привлечением общепризнанных аксиом, строго доказанных научных теорий и апробированных законов, установленных фактов (в том числе и научно доказанных теорий, по сути своей обладающих фактологической структурой). Также в классической науке принят строго ограниченный набор методологических приемов но без привлечения каких-либо ценностных категорий. То |
81 § 2. Мораль «научной игры». Мы живем в мире совершенных средств, но беспорядочных целей. А.Эйнштейн. Подходя к научному познанию как к игре, нельзя не затронуть вопросы этики. Насколько далеко ученый может продвинуться в своей и интеллектуальной игре на пути к истине? Есть ли у этого пути моральные границы? Этична ли наука? Классические принципы научной этики довольно аскетичны: установление фактов и только фактов; такие этические категории, как личная убежденность, вера, понятие о гуманизме и справедливости, совесть, наконец, — должны быть исключены из методологического арсенала; основными инструментами научной методологии являются такие не содержащие ценностных элементов категории, как логика и диалектика. Иными словами, научная методология должна находиться вне морали, а ученый, входя в науку — оставить собственную совесть за се порогом, отказаться от своих личных убеждений, заменив их верой только в факт и в действенность только строгих научных методов. Во всех отраслях науки без исключения1. Четко сформулированные постулаты, с которых должно начинаться любое научное исследование, плюс факты; на их основе строится гипотеза (то есть, первичное, интуитивное предположение о том, что должно получиться в результате построений при наложении принятого постулата на уже. известные факты), которая прорабатывается с привлечением общепризнанных аксиом, строго доказанных научных теорий и апробированных законов, установленных фактов (в том числе и научно доказанных теорий, по сути своей обладающих фактологической структурой), а также принятого в науке строго ограниченного набора 1 А. Барков «Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Вечно верная любовь или литературная мистификация?». Глава 2. Этика исследования. |