Проверяемый текст
Илюшин Алексей Максимович. Теоретико-игровые аспекты научного познания (Диссертация 2008)
[стр. 119]

119 человека.
И применение игровых практик на основе моделирования, например чрезвычайных ситуаций может стать очень важными потенциалом развития цивилизации, и нового гармоничного построения отношений в современном обществе.
Для такой перестройки, прежде всего, необходимо отказаться от механистическо-детерминистской картины мира, в которой все однозначно определено и предсказуемо.
Старому рационализму нужно противопоставить новый, в котором отсутствует внешний Абсолютный Наблюдатель, претендующий на Абсолютную Истину.
Новый рационализм ориентируется на новую научную парадигму, акцентирующую внимание не на Бытие, а на Становление, на состояние неустойчивости, рождения нового.
В новом рационализме взаимодействует совокупность разумов, «коллективный интеллект», которому, тем не менее, присуща определенная целеноправленность, обусловленная
общими знаниями и интуицией [28, с.65].
К сожалению, пока что коэволюция не стаза моральным ориентиром и целью в науке и практической деятельности.
Тому есть несколько причин: во-первых, наука это система рационализированных знаний по своей природе не способна синтезировать мир.
Как раз напротив, ее призвание именно в том и состоит, чтобы раздроблять и классифицировать мир.
И даже
те интегративные процессы, которые в ней постоянно происходят, оборачиваются, в конечном счете, все новой дифференциацией: количество научных дисциплин и обобщающих теорий катастрофически увеличивается.
Вовторых, потерпела крах одна из самых привлекательных идей новоевропейской культуры идея свободы, равенства, братства и всеобщей социальной справедливости.
Захлестнувший Европу и Америку дух меркантилизма и материального благополучия обесценивает культуру и лишает ее перспективы.
«И
нс надо обольщаться столь привлекательным для многих благополучием экономически развитых стран.
Оно достигается во многом за счет чужих ресурсов природных и человеческих и потому недолговечно.
Свои ресурсы,
[стр. 86]

86 Генная инженерия, создание оружия массового уничтожения, лишь видимая часть айсберга, которую создала «игра в науку».
Многие ученые перестали осознавать, что исследование тайн природы, в том числе человеческой, имеет свои пределы.
Возникает риторический вопрос: Что делать? По концепции академика Н.
Н.
Моисеева, руководящим принципом развития современной науки должна стать ее экологизация.
Перед наукой должна стоять принципиально иная, чем сегодня, цель: не война с природой во имя слепого, безудержного и бессмысленного сверхпотребления, гибельного для людей, а обеспечение коэволюции человека и биосферы, общества и природы, которая ведет к спасению цивилизации.
Все прочее оказывается за пределами человеческой морали1.
Для этой перестройки, прежде всего, необходимо отказаться от механистическо-детерминистской картины мира, в которой все однозначно определено и предсказуемо.
Старому рационализму нужно противопоставить новый, в котором отсутствует внешний Абсолютный Наблюдатель, претендующий на Абсолютную Истину.
Новый рационализм ориентируется на новую научную парадигму, акцентирующую внимание не на Бытие, а на Становление, на состояние неустойчивости, рождения нового.
В новом рационализме взаимодействует совокупность разумов, «коллективный интеллект», которому, тем не менее, присуща определенная целеноправленность, обусловленная,
по мнению Н.Н.
Моисеева, и общими знаниями и интуицией2.
К сожалению, пока что коэволюция не стала моральным ориентиром и целью в науке и практической деятельности.
Тому есть несколько причин: во-первых, наука это система рационализированных знаний по своей природе не способна синтезировать мир.
Как раз напротив, ее призвание именно в том и состоит, чтобы раздроблять и классифицировать мир.
И даже
1 Берков В.Ф.
Философия и методология науки.
М.
2004.
С.288.
2 Бессонов Б.Н.
Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий.
М.
2006.
С.65.


[стр.,87]

87 те интегративные процессы, которые в ней постоянно происходят, оборачиваются, в конечном счете, все новой дифференциацией: количество научных дисциплин и обобщающих теорий катастрофически увеличивается.
Во-вторых, потерпела крах одна из самых привлекательных идей новоевропейской культуры — идея свободы, равенства, братства и всеобщей социальной справедливости.
Захлестнувший Европу и Америку дух меркантилизма и материального благополучия обесценивает культуру и лишает ее перспективы.
«И
не надо обольщаться столь привлекательным для многих благополучием экономически развитых стран.
Оно достигается во многом за счет чужих ресурсов природных и человеческих и потому недолговечно.
Свои ресурсы,
особенно духовные, этими странами уже выработаны, либо подходят к концу.
Об этом свидетельствует и общий уровень образования людей, и уровень их духовных потребностей.
Где и как заработать побольше и где и как развлечься получше вот две главные проблемы, которые больше всего волнуют среднестатистического человека европейской культуры...»1.
Все это говорит о том, что современная наука пытается «сбросить» с себя этику с ее морально-нравственными принципами, ради сиюминутного результата.
Но научная деятельность в том числе и в ее формах, которые связаны с получением фундаментальных знаний с неизбежностью включает в себя, то что касается социальных взаимодействий и взаимоотношений.
Соответственно, этическая составляющая не только допустима и возможна она более того необходимое условие научной деятельности.
Все это говорит о том, что «научная игра» должна идти по правилам, главное из которых это соблюдение предосторожности.
Если предполагается использование новой технологии, и при этом у кого-то возникают разумные сомнения в ее безопасности, то бремя доказательства ее 1 Шимельфенинг О.
В.
Живая Вселенная.
Саратоп 2005.
С.520.

[Back]