120 особенно духовные, этими странами уже выработаны, либо подходят к концу. Об этом свидетельствует и общий уровень образования людей, и уровень их духовных потребностей. Где и как заработать побольше и где и как развлечься получше вот две главные проблемы, которые больше всего волнуют среднестатистического человека европейской культуры...» [224, с.520]. Все это говорит о том, что современная наука пытается «сбросить» с себя этику с ее морально-нравственными принципами, ради сиюминутного результата. Но научная деятельность в том числе и в ее формах, которые связаны с получением фундаментальных знаний с неизбежностью включает в себя, то что касается социальных взаимодействий и взаимоотношений. Соответственно, этическая составляющая не только допустима и возможна она более того необходимое условие научной деятельности. Все это говорит о том, что «научная игра» должна идти по правилам, главное из которых это соблюдение предосторожности. Если предполагается использование новой технологии, и при этом у кого-то возникают разумные сомнения в ее безопасности, то бремя доказательства ее безопасности ложится, на того, кто предлагает ее ввести. Конечно, абсолютно безопасных технологий не существует, так что на практике будет достаточно показать, что риск пренебрежимо мал по сравнению с предполагаемыми положительными эффектами новой технологии. Из этого правила вытекает другое: внешняя доступность. Научное сообщество и общество в целом, обязаны быть в курсе всех более-менее значимых исследований. Помимо этого, научное познание должно обладать внутренней духовностью. «...Личный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в область объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую он находит и которую может (частично) усвоить с помощью воспитания и образования. Это врастание есть его становление человеком, поскольку под человеком понимается живое существо, отличающееся своей духовностью, т.с. своим свободным существованием и своей способностью смотреть на события и вещи как бы со стороны, в противоположность над которыми господствуют непосредственные по |
87 те интегративные процессы, которые в ней постоянно происходят, оборачиваются, в конечном счете, все новой дифференциацией: количество научных дисциплин и обобщающих теорий катастрофически увеличивается. Во-вторых, потерпела крах одна из самых привлекательных идей новоевропейской культуры — идея свободы, равенства, братства и всеобщей социальной справедливости. Захлестнувший Европу и Америку дух меркантилизма и материального благополучия обесценивает культуру и лишает ее перспективы. «И не надо обольщаться столь привлекательным для многих благополучием экономически развитых стран. Оно достигается во многом за счет чужих ресурсов природных и человеческих и потому недолговечно. Свои ресурсы, особенно духовные, этими странами уже выработаны, либо подходят к концу. Об этом свидетельствует и общий уровень образования людей, и уровень их духовных потребностей. Где и как заработать побольше и где и как развлечься получше вот две главные проблемы, которые больше всего волнуют среднестатистического человека европейской культуры...»1. Все это говорит о том, что современная наука пытается «сбросить» с себя этику с ее морально-нравственными принципами, ради сиюминутного результата. Но научная деятельность в том числе и в ее формах, которые связаны с получением фундаментальных знаний с неизбежностью включает в себя, то что касается социальных взаимодействий и взаимоотношений. Соответственно, этическая составляющая не только допустима и возможна она более того необходимое условие научной деятельности. Все это говорит о том, что «научная игра» должна идти по правилам, главное из которых это соблюдение предосторожности. Если предполагается использование новой технологии, и при этом у кого-то возникают разумные сомнения в ее безопасности, то бремя доказательства ее 1 Шимельфенинг О. В. Живая Вселенная. Саратоп 2005. С.520. 88 безопасности ложится, на того, кто предлагает ее ввести. Конечно, абсолютно безопасных технологий не существует, так что на практике будет достаточно показать, что риск пренебрежимо мал по сравнению с предполагаемыми положительными эффектами новой технологии. Из этого правила вытекает другое: внешняя доступность. Научное сообщество и общество в целом, обязаны быть в курсе всех более-менее значимых исследований. Помимо этого, научное познание должно обладать внутренней духовностью. «...Личный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в область объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую он находит и которую может (частично) усвоить с помощью воспитания и образования. Это врастание есть его становление человеком, поскольку под человеком понимается живое существо, отличающееся своей духовностью, т.е. своим свободным существованием и своей способностью смотреть на события и вещи как бы со стороны, в противоположность над которыми господствуют непосредственные побуждения...». Духовность обеспечивает метафизическую ориентацию цивилизации и культуры, способствует формированию универсального сообщества людей, поднимает человека к трансцендентному, «на крест» (ибо «только на кресте человек достигает подлинного величия»)1. Быть подлинным со-творцом реальности значит беспрерывно переходить из той зоны, где духовное оказывается объективированным, натурализованным, т.е. переходить от внешнего к внутреннему: от механического, биологического к социальному, психологическому, моральному. Итак, чтобы прогресс завтра нас не раздавил, мы должны сегодня соединить гуманизм, науку и мораль, обязаны смотреть на прогресс сточки зрения человечности. Ученый осознав, что закон современной цивилизации: все больше производить и все больше потреблять несостоятелен, должен повернуться к вечным, абсолютным духовным ценностям. Проблема сегодня 1 Кессонов Б.Н. Указ.соч. С.45. |