Проверяемый текст
Илюшин Алексей Максимович. Теоретико-игровые аспекты научного познания (Диссертация 2008)
[стр. 123]

123 науку неправильно считать ведомством всего лишь по добыче истины, ее следует включать, в широкие общественные взаимосвязи.
А это означает, что ученые берут на себя ответственность, если не полностью, то, по крайней мере, в существенной степени, за свои творения.

Ученый не имеет права игнорировать этические постулаты.
Ведь ответственность это этическая конструкция.
Прежде чем создать что-либо, могущее угрожать безопасности людей, следует сто раз подумать, сверить свое мнение с другими.
А, приняв решение, не следует уходить от ответственности.
Подлинный ученый не стоит в стороне от этических, равно как и эстетических, ценностей.
Он всецело принимает их достоинства.
Для ученого истина
должна быть знаком созидания и гармонии.
Моральная составляющая не только допустима и возможна, она представляет необходимое условие научной деятельности, Каждый член научного сообщества несет ответственность перед своими коллегами, перед своей областью научного знания, перед обществом в целом, на которое влияют его исследования.

Ученый, руководствуясь своей совестью, волен выбирать: публиковать результаты своего открытия или нет.
Научная игра должна идти по правилам морали, которые опираются на базовые духовные ценности всей человеческой цивилизации.
Соответственно, целью
ученого должны стать как выявление объективной истины, так и преемственность принципов научного познания в будущих поколениях.
Эти требования диктуются чрезвычайно сложной задачей задачей выживания человечества.
[стр. 89]

89 заключается в том, чтобы обрести, найти ценности и идеалы, придающие высокий смысл жизни человека.
Конечно, речь идет не о том, чтобы сформировать неизменные, догматические установки, дело сущностном стремлении человека к реализации ценностей, которые придали бы смысл его бытию.
Есть немало ученых, которые считают, что их дело исчерпывается добыванием истины.
Мы, мол, ученые, а не этики.
На это им возражают в том смысле, что ученые должны соизмерять свою активность с состоянием общества.
Недопустимо, ссылаясь на свою научную специализацию, передавать в руки тех, в ком течет кровь холодного злодея, средства массового уничтожения, манипулирования сознанием людей, бесконтрольного вмешательства в их дела.
В этой связи обычно указывают на ядерное, биологическое и химическое оружие, на данные по манипуляции с генами животных и людей, на внесение в банки данных компьютеров чуть ли не исчерпывающих сведений о каждом члене общества1.
В последние годы все большее число ученых склоняется к тому, что науку неправильно считать ведомством всего лишь по добыче истины, ее следует включать, подчеркивали Н.
Бор и В.
Гейзенберг, в широкие общественные взаимосвязи.
А это означает, что ученые берут на себя ответственность, если не полностью, то по крайней мере в существенной степени, за свои творения.

Они становятся этиками.
Ибо ответственность это этическая конструкция.
Прежде чем создать что-либо, могущее угрожать безопасности людей, следует сто раз подумать, сверить свое мнение с другими.
А, приняв решение, не следует уходить от ответственности.
Подлинный ученый не стоит в стороне от этических, равно как и эстетических, ценностей.
Он всецело принимает их достоинства.
Для ученого истина
это знак добра (и красоты).
1 В.
А.
Канкс Основы философии М.
2002.
С.
180.


[стр.,90]

90 Моральная составляющая не только допустима и возможна, она представляет необходимое условие научной деятельности.
Каждый член научного сообщества несет ответственность перед своими коллегами, перед своей областью научного знания, перед обществом в целом, на которое влияют его исследования.

Научная игра должна идти по правилам морали, которые опираются на базовые духовные ценности всей человеческой цивилизации.
Соответственно, целью
науки является не просто истина, а истина, согласованная с определенными моральными требованиями.
Эти требования диктуются чрезвычайно сложной задачей задачей выживания человечества.


[стр.,127]

127 Слияние субъкт-объектных отношений в форме игры, позволяет поновому взглянуть на научное познание и основные его категории.
В результате этого слияния знание становится онтологически активно, посредством его формируется, а не познается мир.
И истина не представляет, как это обыкновенно принимают, идеального отражения чего-то реального, но есть свободное порождение человеческого духа, порождение которого вообще не существовало бы нигде, если бы мы сами его не производили.
Игра позволяет выйти познающему субъекту за собственные пределы, трансцендировать к новым смыслам и ценностям.
Суть научной игры состоит в трансцеиденции, в постоянном преодолении любых форм предметно сущего, любых границ.
Играя, человек творит то, чего еще не было, свершает истину, распредмечивает сущее и раскрывает бытие.
Игра это учреждение истины и ее осуществление.
Через игру свершается сдвиг и расширение границ человеческого опыта.
Игровой аспект наделяет субъекта познания свободой в творчестве, но в тоже время, эта свобода должна корректироваться моральными принципами, которые не позволят науке «обрасти» признаками анархии, с ее распущенностью и вседозволенностью.
«Научная игра» развивается по правилам морали, которые, в свою очередь, опираются на базовые духовные ценности всей человеческой цивилизации.
Соответственно, целью
науки является не просто истина, а истина, согласованная с определенными моральными требованиями.
Эти требования диктуются чрезвычайно сложной задачей задачей выживания человечества.

Это объясняется тем, что игра в науку может быть не только созидательна, но и разрушительна.
Зарождение и дальнейшее развитие игры в познании происходит за счет таких аспектов, как и интуиция, и фантазия (воображение).
Оба элемента близкие по духу, все же имеют отличие; если интуиция пассивна по своей сути, она «видит» решение проблемы или пути к ее решению сразу без

[Back]