125 дукт творческой активности отдельного индивида, даже если она одновременно возникает у нескольких людей. Выдвижение идеи это способ самоутверждения учёного, который перерабатывает и продуцирует новую информацию. Зарождение и развитие игры в познании происходит за счет таких аспектов, как и интуиция, и фантазия (воображение), которые близки по духу, но имеют определённые отличия. Если интуиция по своей сути пассивна и как бы «видит» решение проблемы или пути к се решению сразу, то фантазия представляет собой движение к этому решению. Фантазия это конструктивный элемент в научном познании: она «заставляет» субъекта не отражать, а изменять познаваемое. В научной игре ученый освобождается от всего, что стоит между ним и бытием. Поэтому игру можно рассматривать как уход от предзаданности и предрассудков, свобода от традиций и классических постулатов, от всех умозрительных схем и логических конструкций. При этом учёный, участвующий в научной игре, получает от неё удовольствие, так как реализует свой интерес, развивая свою научную гипотезу на игровом поле, в процессе развития и конструирования различных ситуаций. Учёного захватывает сам игровой процесс. Если соизмерить общее количество научных открытий с количеством борющихся за их обладание, то можно убедиться, что подавляющее большинство участников обречены на проигрыш. Тем не менее, ученые добровольно и с радостью соглашаются на научные игры, теряя при этом силы, время, деньги, без всяких надежд на ощутимое реальное воздаяние. Игровое моделирование в процессе познания помогает зафиксировать основные характеристики и тенденции развития во многом хаотично развивающихся научных идей. В игровом познании возможно творческое сокрытие истины; следовательно, это познание позволяет выйти на уровень личностного знания, в котором человек раскрывает свою индивидуальность и творческие потенции. Игра наделяет субъекта познания свободой в творчестве, но в тоже время, эта свобода должна корректироваться духовно-гуманистическими принципами, |
128 каких-либо манипулирований познаваемой реальности, то фантазия это движение к этому решению. Фантазия вносит конструктивный элемент в научное познание, «заставляя» субъекта не отражать, а изменять познаваемое. Взаимодействие интуитивно-фантазийных процессов порождает игру, которая, в свою очередь протекает в своеобразной временной форме. Временные отношения обогащают науку и позволяют увидеть ее в перспективе. Время игры находится «внутри» познающего субъекта, целиком завися от его воли. Следовательно, играя реальностью, можно играть и временем. Игровое время обратимо, в отличие от абсолютного, которое имеет однонаправленный вектор и протекает вместе с объективной реальностью. Субъективная игра временем несет в себе колоссальные возможности творчества; познающий способен мысленно играть в будущее неоднократно, пока не придет к желаемому результату. Игра в науку вместе с игрой во время, позволяет говорить о том, что у научного познания нет никаких внешних пределов, они могут быть только внутренними и задаваться самим познающим. В научной игре ученый освобождается от всего, что стоит между ним и бытием. Поэтому ес можно рассматривать как воздержание от предзаданности и предрассудков традиции, от всех умозрительных схем и логических конструкций. Немаловажным фактором является то, что познающий получает удовольствие от игры в науку. Интерес фокусируется как раз на самом игровом поле, на происходящем там процессе, на раскручивающейся ситуации. В меньшей степени он распространяется также и на то, что можно получить в итоге. Если хотя бы приблизительно соизмерить общее количество научных открытий с количеством борющихся за их обладание, то последние сомнения отпадут: подавляющее большинство участников обречены на проигрыш. Тем не менее, ученые добровольно и с радостью |