Проверяемый текст
Илюшин Алексей Максимович. Теоретико-игровые аспекты научного познания (Диссертация 2008)
[стр. 21]

21 «текст» и «мир», тождественность, которая открывается понимающему сознанию в процессе интерпретации текста.
Понимающее сознание здесь абсолютно независимо, оно «имеет свободный доступ ко всему, что ему передано письменно» [58, с.
453].
Гадамер пишет: «Истолковывать ...
значит: ввести в игру свои собственные предпонятия, дабы мнение текста действительно обрело язык» [58, с.
455].
Таким образом, процесс интерпретации предстает как: род игровой деятельности, в которой человек на основании «собственных предпонятий» дает быть миру.
Можно предположить, что Вселенная существует настолько, насколько она понимается, насколько в нее играют, интерпретируя происходящее в ней.
Наряду с онтологическим подходом, игра рассматривается в психологическом подходе, как способ освобождения избыточной энергии.
Родоначальником данного подхода в XIX веке был английский философ Г.Спенсер, который рассматривал игру как результат чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности.
Он считал, что игра это явление, замещающее, компенсирующее активность и важно для тех, кому необходимо высвободить избыток энергии.
11од влиянием голода или опасности животное или человек напрягает все свои силы ради достижения известной цели.
Когда принуждение исчезает, эти силы проявляются свободно и необузданно, и потребность движения проявляется уже не в труде, а в шре.
Г.Спенсер утверждает, что игра есть проявление инстинктов, направленных на успех в «борьбе за существование», т.к.
порождает «идеальное удовлетворение» этих инстинктов и совершается ради этого удовлетворения [193, с.37].
Но какие еще могут быть проявления игрового начала в различных обстоятельствах? 1.
Игра как подготовка к будущей деятельности.
Такой подход к пониманию сущности игры предложили К.
Гросс.
Он считал игру первичной, изначальной, какими бы внешними или внутренними факторами она нс вызывалась: избытком сил, усталостью, стремлением к соперничеству, подражанию и т.д.
Игра
это вечная школа поведения.
Ее сущность заключается в
[стр. 14]

14 обычной деятельности.
Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку.
Спенсер утверждает, что игры людей, в том числе детей есть проявление инстинктов, направленных на успех в «борьбе за существование», порождают «идеальное удовлетворение» этих инстинктов и совершаются ради этого удовлетворения1.
Трактовка игры как расходования или реализации накопившихся сил является формалистской, поскольку берет динамический аспект игры в отрыве от ее содержания.
2.
Теория инстинктивности, функции упражнения (К.
Гросс, В.
Штерн).
К.
Гросс считал игру первичной, изначальной, какими бы внешними или внутренними факторами она не вызывалась: избытком сил, усталостью, стремлением к соперничеству, подражанию и т.д.
Игра,
по Гроссу, вечная школа поведения.
Ее сущность в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности2.
Основное достоинство этой теории, которое завоевало ей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет.
Основным недостатком этой теории является то, что она указывает лишь «смысл» игры, а не ее источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть.
Объяснение игры, исходящее лишь из результата, превращаемого в цель, на которую она направлена, принимает у Гросса сугубо телеологический характер, телеология в ней устраняет причинность.
3.
Теория рекапитуляции и антипации (Э.
Геккель, Г.
Ходл).
Американский психолог, педагог Г.
С.
Ходл выдвинул идею рекапитуляции (сокращённого повторения этапов развития человечества) в детских играх.
Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает 1 Спенсер Г.
Основания психологии.
М.
1898.
С.37.
2 Гросс К.
Душевная жизнь ребенка.
Киев.
1916.
С.15.

[Back]