Проверяемый текст
Илюшин Алексей Максимович. Теоретико-игровые аспекты научного познания (Диссертация 2008)
[стр. 24]

24 идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности.
Он одним из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление [203].
Этот подход развивали Ж.
Пиаже, Л.
Макаренко, Д.
Эльконин, которые утверждали, что игра это основной способ развития ребёнка и является главным источником духовно-нравственного развития ребенка.
5.
Игра как сокращённое повторение этапов развития человечества.
Такой подход выдвинул американский психолог, педагог Г.С.
Ходл.
Он утверждал, что игра помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее.
Игра это воспроизводство образа жизни, культовых церемоний далёких предков.
Своеобразное развитие этого подхода можно осуществляют сторонники теории антипации будущего в детской игре (Э.
Геккель), которые утверждают, что у мальчиков и девочек различны, так как обусловлены жизненной ролью, которая их ждёт.
Временные аспекты игровой деятельности развивает О.С.
Газман, утверждающий: «Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях в настоящем и будущем» [59].
Приверженцы этой теории пытаются доказать, что игры, с одной стороны, предвосхищают будущее, но работают на настоящее.

6.
Игра как последовательно повторяющиеся действия, исход которых можно четко установить и предсказать.
Основателем данного подхода является Э.
Берн, который даёт определение понятия «игра» через термин «трансакция» единица общения следующим образом: «Такие последовательности трансакций, основанные, в отличие от времяпрепровождения, не на социальном, а на индивидуальном планировании, мы называем играми.
Различные варианты одной и той же игры могут на протяжении нескольких лет лежать в основе семейной и супружеской жизни или отношений внутри различных групп» [24, с.
12].
Для него игра это способ струкурирования времени в ряду других способов, таких как ритуал, времяпрепровождение, близость и деятельность вообще.
Согласно Берну игра ограничена сферой непосредственной коммуникации отдельного человека.
Если имеет место
[стр. 15]

15 преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее.
Данные исследователи воспринимают игру и игровую атрибутику как редуцированную деятельность, то есть как воспроизводство образа жизни, культовых церемоний далёких предков.
Существует также теория антипации будущего в детской игре.
Сторонники этой теории считают, что игры у мальчиков и девочек различны, так как обусловлены жизненной ролью, которая их ждёт.
Временными аспектами игровой деятельности занимался О.
С.
Газман.
Он писал: «Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях в настоящем и будущем»1.
Приверженцы этой теории пытаются доказать, что игры, с одной стороны, предвосхищают будущее, но работают на настоящее.

4.
Теория функционального удовольствия, реализации врожденных влечений (К.
Бюллер, 3.
Фрейд, А.
Адлер).
Авторы данной теории считают, что скрытые желания бессознательной сферы в играх имеют преимущественно эротическую окраску и обнаруживаются чаще всего в ролевых играх.
Стремясь раскрыть мотивы игры, К.
Бюллер выдвинул теорию функционального удовольствия (т.е.
удовольствия от самого действования, независимо от результата) как основного мотива игры.
Не подлежит сомнению, что здесь верно подмечены некоторые особенности игры: в ней важен не практический результат действия в смысле воздействия на предмет, а сама деятельность; игра не обязанность, а удовольствие.
Такая теория игры как деятельности, порождаемой удовольствием, является частным выражением гедонической теории деятельности, т.е.
теории, которая считает, что деятельность человека регулируется принципом удовольствия или наслаждения.
Мотивы человеческой деятельности также многообразны, как и она сама; та или иная эмоциональная окраска является лишь отражением и производной стороной подлинной реальной мотивации.
1 Газман О.
С.
Социальные аспекты развития.
//Советская педагогика.
1988.
№5.


[стр.,17]

17 уравновешенной, значит отдыхом.
Игра позволяет привлечь в работу раннее бездействовавшие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие.
Такое понимание игры фактически неудовлетворительно, потому что оно могло быть применимо, во всяком случае, лишь к самым ранним «функциональным» играм и неизбежно исключает более высокие ее формы.
6.
Теория духовного развития ребенка в игре.
К.
Д.
Ушинский противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности.
Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление1.
Многие ученые, в том числе Ж.
Пиаже, А.
Макаренко, Д.
Эльконин, полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребенка.
7.
Теория игры как серии последовательных скрытых трансакций, исход которых можно четко установить и предсказать (Э.Бери)2.
Одна из наиболее интересных теорий, суть которой в том, что игра это повторяющаяся раз за разом цепочка похожих друг на друга трансакций, которые внешне выглядят достаточно естественно, но содержат неявную мотивировку.
От процедур, ритуалов и времяпрепровождений игры отличаются: 1.
наличием скрытых мотивов, 2.
выигрышем одной из сторон.
В своей основе процедуры, ритуалы, времяпрепровождения искренни (осуществляются без «задней мысли»).
Иногда в них присутствует соревновательное начало, но ни в коем случае не конфликтное.
Результат может оказаться непредсказуемым, только не драматичным.
А вот игры бывают нечестными и часто приводят к драматичному исходу.
1 Ушинским К.
Д.
Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии.
М.
2004.
2 Бери Э.
Игры, в которые играют люди.
Психология человеческих взаимоотношений.
Л.
1992.

[Back]