Проверяемый текст
Илюшин Алексей Максимович. Теоретико-игровые аспекты научного познания (Диссертация 2008)
[стр. 27]

27 серьезного.
Работа, долг, жизнь не воспринимаю гея современным человеком серьезно, и, наоборот, игровая деятельность приобретает серьезный характер.
В современной жизни царит суррогат игровой деятельности: темперамент переросших детей и мудрость юношеских клубов.
Сюда попадает, к примеру, легко удовлетворяемая и
никогда не насыщаемая потребность в банальных развлечениях, жажда грубых сенсаций, тяга к массовым зрелищам.
Ранние эпохи не исключают подобных явлений, но там нет массовости и жестокости, с которой они проявляются в публичной жизни сегодня.
В пуелиризации культуры,
как полагает Й.
Хейзинга, сыграло роковую роль вступление полуграмотной массы в духовно-нравственное общение, приведшее к девальвации нравственных ценностей.
Путь преобразования культуры ученый видит в распространении нового общественного духа.
Необходимо возродить в культурном сознании первозданную игровую природу.

Теория «культуры-игры» Й.
Хейзинги это образная модель культуры, основанная на гуманистических ценностях, которые вступали в противоречие с реальностью XX в.
Такие общечеловеческие нравственные ценности, как благородство, честь, порядочность, свобода, бескорыстие, душевное равновесие, коллективность, гармония и целостность личности, определяют игровую альтернативу XX в.
Не всякая игра может быть культуросозидающим фактором.

Ведь сама но себе игра ни добра, ни дурна.
И если человек оказывается в ситуации морального
выбора, Й.
Хейзинга предписывает ему решение, достойное кантовского категорического императива.
Нравственная совесть представляет мерило человеческого поступка.

Таким образом, теория Й.
Хейзинги имеет вид онтологии культуры.
С подобным углом зрения можно связать и концепции игры некоторых других философов.
Например, еще Ф.
Ницше писал о так называемой «веселой науке».
«В будущем, говорил он, может быть, смех соединится с мудростью, быть может, из всех наук останется лишь «веселая наука» [155, с.
514].
Эту веселость будущего Ницше противопоставлял «долгому воздержанию и бес
[стр. 24]

24 и греха.
Труд и производство становятся идеалом, а вскоре идолом.
Культура гораздо меньше играется, чем в прошлые периоды.
Бесспорное достоинство и актуальность исследования голландского ученого обусловлены тем, что анализ истории культуры под знаком игры сопряжен автором с жизненными процессами и катаклизмами современного сознания, с перспективами культурного движения.
Позднебуржуазная культура теряет игровую традицию; там же, где похоже, что она играет, отмечает Хейзинга, игра эта фальшива.
Автор предупреждает о порче, разрушении культуры, уходящей от своих истоков.
Игра, наполненная эстетическими моментами, «проигрывающая» и творящая духовные ценности, ранее культуросозидающий фактор, ныне переродилась в суррогат шровой деятельности в спорт.
Он превратился в научнотехнически организованный азарт.
Из единства духовного и физического он сохранил низменную физическую сторону.
Духовное напряжение культурной игры, по мнению Хейзинги, утратило даже искусство.
В искусстве обособились две стороны художественной деятельности: свободно-творческая и общественнозначимая.
Масса людей потребляет искусство, но не имеет ег о необходимой частью своей жизни, тем более не творит его сама.
Анализ современного сознания автор «Ношо 1ис1еп5» сопровождает понятием «пуелиризм» понятием, которое передает наивность и ребячество одновременно.
Пуелиризм противоположен игровому сознанию, он несет в себе несамостоятельность, грубость и нетерпимость юношества.
В основе пуелиризма путаница игры и серьезного.
Работа, долг, жизнь не воспринимаются современным человеком серьезно, и, наоборот, игровая деятельность приобретает серьезный характер.
Политические речи ведущих лидеров злое озорничание, замечает Хейзинга.
В современной жизни царит суррогат игровой деятельности: темперамент переросших детей и мудрость юношеских клубов.
Сюда попадает, к примеру, легко удовлетворяемая и


[стр.,25]

25 никогда не насыщаемая потребность в банальных развлечениях, жажда грубых сенсаций, тяга к массовым зрелищам.
Ранние эпохи не исключают подобных явлений, но там нет массовости и жестокости, с которой они проявляются в публичной жизни сегодня.
В пуелиризации культуры
сыграло роковую роль вступление полуграмотной массы в духовное общение, приведшее к девальвации нравственных ценностей, полагает Хейзинга.
Путь преобразования культуры ученый видит в распространении нового общественного духа.
Необходимо возродить в культурном сознании первозданную игровую природу.

Концепция «культуры-игры» конструирует своего рода образную модель культуры, базирующуюся на гуманистических ценностях, вступивших в противоречие с реальностью 20 в.
Такие понятие, как закон, порядок, благородство, честь, порядочность, свобода, бескорыстие, душевное равновесие, коллективность, гармония и целостность личности, определяют игровую альтернативу.
Тесны и многообразны узы, связующие игру и красоту.
Игра пронизана ритмом и гармонией, ей присущи радость и изящество.
Условность игры как таковой подчеркивает релятивность проекта Хейзинги.
Этот момент особенно виден в его «Осени Средневековья».
«Действительность полна страстей, трудна и жестока, пишет он, ее возводят до прекрасной мечты о рыцарском идеале, и жизнь строится как игра».
И далее.
«Стремление к более прекрасной жизни наполняет общество элементами игры».
Не всякая игра может быть культуросозидающим фактором.

Подлинная культура требует «благородной игры».
В этой идее достоинство гуманиста Хейзинги, выступающего против произвола и варварства, но в то же время и основное противоречие заявленной темы, в которой проблема серьезного и игрового запутана в коловращении понятий.
Ведь сама по себе игра ни добра, ни дурна.
И если человек оказывается в ситуации морального


[стр.,26]

26 выбора, Хейзинга предписывает ему решение, достойное кантовского категорического императива.
Нравственная совесть представляет мерило человеческого поступка.

Особенности стиля «Человека играющего» исключают разработку строго научной концепции.
Идея «культуры-игры», но преимуществу, обладает свойствами плодотворного научного мифа, позволяющего глубже понять специфику современных духовных процессов путем постижения фундаментальных основ культурнойтрадиции.
Тема игры воодушевила также испанского философа X.
Ортсгу-иГасета.
Подобно Хейзинге, Ортега-и-Гасет озабочен судьбой современной культуры, кризисным бытием личности в условиях «массового общества».
Путь спасения культуры он видит в сохранении духовных ценностей аристократической элиты.
Ортегу-и-Гасета по праву называют теоретиком элиты.
Свои социологические идеи он достаточно определенно выразил в небольшой по объему, по широко известной книге «Дегуманизация искусства».
Он склонен считать, что существуют две разновидности рода человеческого: «народ», или масса, являющаяся «косной материей исторического процесса»; элита особо одаренное меньшинство, творцы подлинной культуры.
Предназначение «лучших» быть в меньшинстве и сражаться с большинством.
В течение полутора веков серая толпа претендовала на то, чтобы представлять «все общество».
С этим Ортега-иГасет связывает все недуги Европы.
По его убеждению, близится время, когда общество от политики и до искусства вновь начнет складываться, как должно, в два ордена или ранга: орден людей выдающихся и орден людей заурядных.
Жизнь людей выдающихся сосредоточена в игровой деятельности.
Игра противопоставляется обыденности, утилитаризму и пошлости человеческою бытия.
В произведениях испанского автора установка на игру приобретает различные оттенки: от трагического до ликующего, спортивно

[Back]