Проверяемый текст
Ильясов Радик Равилович. Игра как предмет философского познания: онтологический и гносеологический аспекты (Диссертация 2006)
[стр. 54]

54 ков игру как эффективное, обладающее адаптивной ценностью, средство эволюционного развития.
Этим обусловлена гомологичность онтогенетического развития поведения у высших животных и у человека.
Но в
отличие от животных в онтогенезе человека открываются безграничные возможности преобразования, комбинации, структурирование форм игровой активности.
У наиболее продвинутых в эволюционном отношении животных,
поведение обусловлено только жёсткими рамками биологического существования.
Игра с точки зрения её онтологической истинности есть источник бытия в бытии, превышающий само бытие.
В этом плане наше обращение к игровой
деятельности, к игре как истоку бытия в бытии, дающим приращение самому бытию, выглядит логичным и естественным по следующим причинам.
Во-первых.
Игра выводит нас в пространство свободной человеческой активности,
так как свобода это такая универсальная космическая сила, которая обладает способностью одновременно переходить и не переходить в бытие.
Во-вторых.
Игра сопряжена с
творческой потенцией, которая выступает в качестве интегратора социальной активности.
Однако нельзя абсолютизировать игровой фактор человеческой активности по отношению к реальности.
Более того, доминирование игровых моментов неизбежно приводит социальную систему в состояние аномии и деструкции.
Игра
соотносится с такими онтологическими категориями как действительность и реальность.
Действительность тщательно скрывается, маскируется, отграничивается
и во многом оказывается недостижимой для человеческого познания.
Реашность выступает предельно откровенной формой бытия для себя.
Она обладает жесткостью и однозначностью,
нс допускающей условностей.
Реальность парализует игру как свободную деятельность.
Игру по отношению к реальности рассматривает Л.Ретюпских «Игра реализует себя как игра не в конкретной, фактологической реальности, но в реальности субъективной, ментальной.
Подтверждает ли это знаменитое пушкинское «Что наша жизнь? Игра»? Отнюдь, нет.
Игра не тотальна
[стр. 59]

§ 2.
Проблема истинности игры В современных условиях оказались практически исчерпанными духовноэнергийные потенции человека.
Поэтому возникает проблема поиска источников достойного существования, не допускающих распада и разложения бытия культуры.
В данном отношении игровая деятельность выводит нас на предельные основания существования, поскольку не только выступает системообразующим элементом, но и источником новых форм духовного и культурного бытия, свободы человека.
Функциональное поле игры не исчерпывается только поведением и действиями человека; оно связано с созданием особой игровой реальности, игрового мира, игрового пространства и времени, со своими игровыми социально обусловленными характеристиками.
В игровой активности завершается длительный процесс формирования элементов поведения, берущих своё начало от эмбриональных координаций и идущих через постнатальное созревание врожденных двигательных движений и накопление опыта к формированию и совершенствованию двигательных движений высшего уровня.
В процессе своего становления человек унаследовал от животных предков игру как эффективное, обладающее адаптивной ценностью достижение общей эволюции.
Этим обусловлена гомологичность онтогенетического развития поведения у высших животных и у человека.
Но в онтогенезе человека открываются безграничные возможности преобразования, комбинации,
структурирования форм игровой активности, в то время как даже у наиболее продвинутых в эволюционном отношении животных адультное поведение фиксируется в нескольких конечных вариантах, обусловленных жёсткими рамками биологического существования.
Поэтому поведение человека не претерпевает на адультном этапе присущее животным сужение, а дивергентно развивается в новых формах.
Игра с точки зрения её онтологической истинности есть источник бытия в бытии, превышающий само бытие.
В этом плане наше обращение к игровой
дея59

[стр.,60]

тельности, к игре как истоку бытия в бытии, дающим приращение самому бытию, выглядит логичным и естественным по следующим причинам.
Во-первых, игра выводит нас в пространство свободной человеческой активности.

Свобода есть такая универсальная космическая сила, которая обладает способностью одновременно переходить и не переходить в бытие.
Во-вторых, игра сопряжена с
эросностью (речь идет о творческом эросе), который выступает в качестве интегратора культурной активности и социума.
Рассмотрим теперь соотношение игры и неигры.
Автор не настаивает на абсолютизации игрового фактора, более того, доминирование игровых моментов неизбежно приводит социальную систему в состояние аномии и деструкции.
Игра
и неигра соотносятся с такими онтологическими категориями как действительность и реальность.
Действительность тщательно скрывается, маскируется, отграничивается,
прикрывается камуфляжем.
Действительность во многом оказывается недостижимой для человеческого познания.
Реальность выступает предельно откровенной формой бытия для себя, она обладает жесткостью и однозначностью, не допускающей условностей.
Реальность в крайних своих проявлениях парализует игру как свободную деятельность.
Другой пласт онтологических категорий, возникающий при познании сущности игры: бытие и ничто, бытие и становление.
Становление, несомненно, связано с игровыми явлениями, так как игра реализуется как непрерывный процесс с латентно присутствующими и проявляющимися в нем самом результатами, включая возникновение, становление и развитие.
Метафорически выражаясь, небытие крадется по пятам бытия, разрушая игровую способность и эросность.
Но само бытие связано и предполагает наличие небытия; бытие вырастает из небытия.
Возникает дилемма: как из не-игры возникает игра? Небытие предстает двояким образом, с одной стороны, оно выступает как деструктивное начало, из которого ничего не возникает; с другой стороны, 60

[Back]