Проверяемый текст
Илюшин Алексей Максимович. Теоретико-игровые аспекты научного познания (Диссертация 2008)
[стр. 82]

82 ранее не бывшее.
Человек творит мир, сам выбирает свою судьбу и тем самым реализует присущее ему творческое начало.
Именно поэтому культ святости в христианстве должен быть дополнен культом гениальности, считает Бердяев, ибо гений это тот, кто отмечен Богом, наделен высшей способностью к творчеству, это тот, кто создает культуру
[19, с.95].
По мнению же И.
Хейзинги, культуру создает «человек играющий», и если человеческая фантазия, познавая, творит мир иной по отношению к тому, который окружает познающего субъекта в момент творения, и она же
создаст игру, то логично предположить, что игра творит все остальное.
«Игровую концепцию творчества можно распространить и на сферу науки.

Подчеркнув роль воображения в образовании понятий, Кант подготовил для
этого почву...
Эвристическая ситуация аналогична игровой...
Исследователь как бы живет в двух сферах: наличная все время напоминает о себе, но и искомая воспринимается с должной мерой реальности»
[69, с,32].
Примерно так рассуждает А.В.
Гулыга, анализируя творчество Канта и Шиллера.
Фантазия выступает как показатель относительной самостоятельности мысли субъекта.
Она формируется лишь в рамках целостной системы человеческой деятельности, поскольку субъектом познания является действующий человек.
Кант подчеркивал ту мысль, что построение фантазии, не являются продуктом абсолютно, абсолютно суверенной творческой воли человека.
Творческий процесс это процесс
самовыражения субъекта, стремящегося к истине.
Иначе, ничего, кроме «оригинального безумия», фантазия дать
нс может.
Если эго так, то отсюда следует, что фантазия не автономный процесс, и существующий независимо от природы, нс связанный с ней, «свободный» по отношению к природным объектам.
Только понимание зависимости фантазии от действительности делает человека действительно свободным в его творчестве.
Лишь в этом случае он не ставит для своей свободы неразрешимых задач, не сводит ее к бессодержательному акту «творения» вообще, а превращает свою свободу в свободу постижения необходимости и овладения
[стр. 7]

7 В работе Л.
Т.
Ретюнских «Философия игры» игра проецируется на многие феномены человеческой жизни, такие как любовь и смерть, работу, ритуал и т.д.
О.
В.
Шимельфениг в своем произведении «Живая Вселенная», отношение к миру рассматривает с точки зрения игры, в центре которой находится человекрежиссер игрового сценария.
Столь разные исследовательские подходы к игре, противоречивопарадоксальные толкования свидетельствуют о бытийной значимости игры и онтологическом статусе самого понятия.
Что касается взаимопроникновения шры и науки, то можно отметить исследования И.
Е.
Берлянда, А.
В.
Гулыги, А.
И.
Солодина, Г.
П.
Щедровицкого.
А.
В.
Гулыга отождествляет игру и творчество.
«Игровую концепцию творчества можно распространить и на сферу науки...

Эвристическая ситуация аналогична игровой...
Исследователь как бы живет в двух сферах: наличная все время напоминает о себе, но и искомая воспринимается с должной мерой реальности»1
2.
Оригинальны идеи А.
И.
Солодина, пытающегося выдвинуть альтернативную антропоцентристскую концепцию познания мира.
«Знание есть договор, определяющий обязательства сторон, задающий поле онтологических игр субъектов и объектов, формообразующих начал и пассивного материала.
Рождение Человеком дает возможность быть субъектом в такой игре...» .
И.
Е.
Берлянд акцентирует внимание на игровом сознании, которое «творит» игровой мир как особый феномен, сущностный момент человеческого бытия, как экзистенцию.
Объект и предмет исследования.
В качестве объекта исследования выступает теоретическое познание в науке.
Характерной чертой является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, то есть исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т.д.
Предметом исследования являются теоретико-игровые 1 Гульни А.
В.
Катг.
// И.Кант.
Трактаты и письма.
М.
1980.
С.32.
2 Солоднн А.
И.
Стратегия онтологической игры.
СПб.
2002.
С.31.


[стр.,103]

103 <$> 2.Фантазия (воображение) Способность к игре и потребность в ней заложена в бытийной природе человека познающего, человека активно пропускающего окружающий мир через призму субъективных восприятий и представлений, и представлений, через мир собственного воображения, продуцирующего разные игровые формы.
Человек играющий есть человек, созидающий собственный мир, а, следовательно, человек творящий.
Будучи человеком творящим, если верить Н.
Бердяеву, он превращается в существо подобное Богу.
Человек великое чудо творения, он создан «по образу и подобию Божию», а, следовательно, создан свободным, в нем как в зеркале отражен весь мир, а точнее он сам является целым миром, моделью всего, что создано от «века».
«Человек микрокосм, в нем дана разгадка тайны бытия макрокосма».
Человек, по мнению Бердяева, не только свободен, он единственный из живых существ наделен способностью творить, г.е.
создавать нечто новое, ранее не бывшее.
Человек творит мир, сам выбирает свою судьбу и тем самым реализует присущее ему творческое начало.
Именно поэтому культ святости в христианстве должен быть дополнен культом гениальности, считает Бердяев, ибо гений это тот, кто отмечен Богом, наделен высшей способностью к творчеству, это тот, кто создает культуру1.

По мнению же Хейзинги, культуру создает «человек играющий», и если человеческая фантазия, познавая, творит мир иной по отношению к тому, который окружает познающего субъекта в момент творения, и она же создает шру, то логично предположить, что игра творит все остальное.
«Игровую концепцию творчества можно распространить и на сферу науки.
Подчеркнув роль воображения в образовании понятий, Кант подготовил для
Бердяев Н.А.
Философия свободы.
Смысл Творчества.
М.
1989.
С.95.


[стр.,104]

104 этого почву...
Эвристическая ситуация аналогична игровой...
Исследователь как бы живет в двух сферах: наличная все время напоминает о себе, но и искомая воспринимается с должной мерой реальности»1.

Примерно так рассуждает А.
В.
Гулы га, анализируя творчество Канта и Шиллера.
Фантазия выступает как показатель относительной самостоятельности мысли субъекта.
Она формируется лишь в рамках целостной системы человеческой деятельности, поскольку субъектом познания является действующий человек.
Кант подчеркивал ту мысль, что построение фантазии, не являются продуктом абсолютно, абсолютно суверенной творческой воли человека.
Творческий процесс это процесс
самовыражение субъекта, стремящегося к истине.
Иначе, ничего, кроме «оригинального безумия», фантазия дать
не может.
Если это так (а это действительно так), то отсюда следует, что фантазия не автономный процесс, существующий независимо от природы, не связанный с ней, «свободный» по отношению к природным объектам.
Только понимание зависимости фантазии от действительности делает человека действительно свободным в его творчестве.
Лишь в этом случае он не ставит для своей свободы неразрешимых задач, не сводит ее к бессодержательному акту «творения» вообще, а превращает свою свободу в свободу постижения необходимости и овладения
ею.
Рассматривая субъекта изолированно от общества и природы, сторонники экзистенциализма трактуют творчество как совершенно произвольный процесс, зависящий только от самого субъекта, его творческой воли.
Они утверждают, что человек в своем творчестве «свободен» от окружающей его действительности.
Это приводит к тому, что действительная сущность фантазии извращается.
Фантазия сплошь и рядом понимается как абсолютно «свободное» (ничем нс детерминированное) творчество субъекта, произвольно конструирующее и преобразующее 1 Л.
В.
Гулыга.
Кант сегодня //И.
Кант.
Трактаты и письма.
М.
1980.
С.32.

[Back]